В минувшую субботу в замке Мезеберг, недалеко от Берлина, состоялась встреча президента России Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. А по дороге в Берлин Путин побывал в Австрии на свадьбе министра иностранных дел этой страны Карин Кнайсль, пригласившей российского президента ещё в мае.
Казалось бы, главным информационным поводом в этом сдвоенном событии (поездка президента России в Австрию и Германию) были переговоры Путина и Меркель. Свадьба – приватное мероприятие, но на самом деле именно оно повернуло стрелку европейского политического барометра в сторону России.
Европарламент отреагировал на поездку Путина в Европу, как и можно было ожидать. Депутат Евопарламента от партии «Зелёные» Мишель Рамон потребовал немедленной отставки Карин Кнайсль. А ещё до свадьбы Рамон объявил, что отношение «мирового сообщества» к Австрии изменится, если Кнайсль не отменит своё приглашение (эти люди почему-то всегда считают «мировым сообществом» только себя). По мнению европарламентария, Австрия теперь является «продолжением руки российского режима в европейском пространстве». И, чтобы министр иностранных дел Австрии ничего не забыла, Рамон наставительно напомнил ей, что Путин «с его агрессивной политикой» – противник Евросоюза.
А глава внешнеполитической комиссии в украинской Верховной раде Ханна Хопко заявила в «Твиттере», что теперь Австрия не сможет быть объективным посредником для Украины. Своё мнение она направила также канцлеру Австрии Себастьяну Курцу и в австрийское посольство в Киеве, дополнив его списком «злых дел» России (тут классический суповой набор: «аннексия Крыма, ежедневные обстрелы Восточной Украины, сбитый «Боинг», преступления в Сирии и отравление Скрипалей»).
Важно, однако, что в текущем полугодии Евросоюз живёт под председательством Австрии. Правительство канцлера Себастьяна Курца в ряде вопросов расходится с линией Брюсселя и заявляет об этом открыто. Во многом позиция Курца совпадает с мнением премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и глав остальных государств «вышеградской четвёрки»; в частности, это касается болезненных для Европы вопросов миграционной политики.
Немецкие СМИ ничего не сообщили об одной детали, но австрийские газеты написали: Себастьян Курц и Владимир Путин тоже встретились и провели переговоры в президентском лимузине по дороге в аэропорт. Это существенная деталь, которая, видимо, раздражает Германию (к тому же Ангела Меркель не была приглашена на свадебное торжество).
Что касается переговоров Путина и Меркель, то заранее было объявлено, что на них не будет даже переводчиков. Только Меркель и Путин. Перед началом переговоров оба лидера выступили перед журналистами, сообщив о темах, которые собираются обсуждать. Главными темами были положение на Украине, в Сирии и «Северный поток - 2».
Встреча в замке Мезеберг явилась восьмой встречей госпожи бундесканцлерин с президентом России за последние пять лет и второй за последние три месяца. Но первой наедине. Любопытно, что некоторые немецкие СМИ прокомментировали эту их встречу как беседу нудной учительницы с непослушным учеником. Например, влиятельная Zeit написала: «Она [Меркель. – Ред.] дала ему [Путину. – Ред.] ясно понять, что он ответственен за то, что происходит в Сирии, и если он не изменит свою политику, то будет по-прежнему в международной изоляции».
Факты показывают другое: все попытки «международной изоляции» России лопаются одна за другой. Да и как «изолировать» державу, занимающую восточную половину Европы и огромную часть Азии? Путин в свою очередь предложил Меркель помочь в востановлении Сирии, чтобы страна могла вернуться к нормальной жизни: наладить коммуникации, водоснабжение и т. д.
По поводу Украины были высказаны известные точки зрения обеих сторон.
На фотографиях видно, что первая часть разговора президента России и канцлера Германии прошла за столиком на лужайке перед замком в Мезеберге, после чего Путин и Меркель, а также двое сопровождающих с каждой стороны перешли в помещение.
Так что если суммировать впечатление от двух субботних событий, в которых принял участие президент России Владимир Путин, его пребывание в Австрии запомнилось журналистам больше.