Выступления правых радикалов в немецком Хемнице (бывший Карл-Маркс-Штадт, федеральная земля Саксония-Анхальт) подвигли руководство основных политических партий Германии к тому, что сами они назвали «мощным отпором ксенофобии и экстремизму». Требовалось продемонстрировать, что Германия является демократической страной. Казалось, не сложно: ведь большинство немцев поддерживает политику Ангелы Меркель, и стоит бросить клич, как соберутся массы приверженцев демократии.
В минувшую субботу руководители СДПГ, Левой партии, СвДП, зелёных и ХДС призвали своих сторонников провести манифестацию в Хемнице под лозунгом «Сердечность вместо травли». Призыв поддержали 70 общественных объединений и партийных организаций. В небольшой город (250 тыс. жителей) прибыли вице-председатель СДПГ Мануэла Швезиг (Manuela Schwesig), руководитель фракции Левой партии в бундестаге Дитмар Барч (Dietmar Bartsch), лидер зелёных Анналена Баербок (Annalena Baerbock), руководители саксонской ХДС. Манифестацию приветствовал министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас: «Я рад, что у нас так много настоящих сторонников демократии». Однако события показали, что проблема серьёзнее, чем представлялось, и уже вышла локальной.
Вместо внушительной манифестации сторонников демократии в Хемнице снова повторились столкновения, подобные тем, что произошли неделей раньше. И соотношение сил было не в пользу тех, кто должны были выступить олицетворением демократии. В Хемнице стала активнее «Альтернатива для Германии» (АдГ), ещё неделю назад не принимавшая участия в событиях. Один из лидеров АдГ Бьорн Хёке (Björn Höcke) объявил, что партия организует «марш молчания», её сторонники покажут себя «законопослушными гражданами, которые боятся мигрантов». Однако произошло нечто иное.
К вечеру субботы 1 сентября в центре города собрались более 8 тыс. человек – примерно 4,5 тыс. сторонников правых и около 3,5 тыс. их противников. Помимо активистов АдГ здесь были представители таких организаций, как Pro Chemnitz, Национал-демократическая партия (НДП), ПЕГИДА (Pegida). Виднелись надписи на майках: «Сыны Одина» (уличные антииммигрантские патрули) или «Немецкий рейх», мелькали татуировки эсэсовских рун. Вся эта разнородная публика довольно быстро присоединилась к колонне АдГ и стала скандировать: «Мы – народ».
«Марш молчания» молчал лишь первые двести метров движения. Потом начали грозить журналистам, плевать в полицейских, выкидывать руки в фашистском приветствии. Участники марша должны были столкнуться с теми, кто нёс плакаты «Сердечность вместо травли».
Полиция подготовилась на этот раз более основательно. В Хемниц были присланы подкрепления, виднелись бронетранспортёры, водомёты, сотни полицейских. Побили съемочную группу MDR (Mitteldeutscher Rundfunk), которая снимала происходящее с балкона жилого дома; напали на группу, которую привёл депутат бундестага Сорен Бартоль (Soren Bartol). Были разорваны флаги СДПГ. Девять человек в результате столкновений получили травмы.
Когда «марш молчания» подошёл к предполагаемой точке столкновения с маршем «Сердечность вместо травли» – памятнику Карлу Марксу, полиция потребовала прекратить движение, выкатив на передний план бронетранспортеры и водометы. После напряжённого получасового противостояния руководители «марша молчания» дали отбой.
То, о чём заявил перед началом сбора участников «отпора ксенофобии и экстремизму» генеральный секретарь СДПГ Ларс Клингбайл («Мы хотим, чтобы всем было понятно, что большинство здесь думает не как правые экстремисты и не враждебно к иностранцам»), продемонстрировать не удалось. По большому счёту замысел митинга-реванша сторонников демократии провалился. Его организаторы не поняли всей серьёзности сложившейся ситуации: парламентская «Альтернатива для Германии» (16,2% депутатов в бундестаге, 20% – в саксонском земельном парламенте) сомкнулась в Хемнице с НДП и фашиствующими группировками. Кажется, это уже не маргиналы.
Вряд ли освобождение немецкого общества от демократических иллюзий будет быстрым. Об этом говорит развернувшаяся критика вице-председателя бундестага Вольфганга Кубицки от СвДП, который по следам столкновений в Хемнице заявил: «Корни беспорядков лежат в формулировке Ангелы Меркель «Мы справимся». (Эти слова Меркель произнесла в 2015 году, утверждая, что Германия переварит сотни тысяч беженцев). Однако разве Вольфганг Кубицки не прав?
Вопрос не только в том, сможет ли справиться с огромной массой наводнивших Германию беженцев экономика страны, а ещё и в том, что существует психологическая усталость населения от воздействия чужой культуры и чуждых моделей поведения. Меркель предлагает обществу попробовать на вкус инокультурные ценности, но немцы сыты имеющимся у них опытом с турками, иранцами, иракцами и албанцами. Расширять этот опыт очень многие в Германии не хотят.
Самое главное – Хемниц создал прецедент. И если столкновения, начавшиеся в небольшом саксонском городе, станут повторяться, в истории Германии откроется новая страница.
Фото: Объектив