Варшава и Будапешт против Брюсселя

Будапешт и Варшава против Брюсселя

Евросоюз наносит удар по премьер-министру Венгрии Виктору Орбану

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Конфликт между руководством Европейского союза и государствами Вишеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) приобретает институциональный характер. В ответ на решение Европарламента запустить процедуру введения санкций против Венгрии за «разрушение демократических институтов» польское правительство заявило, что проголосует против данного предложения на уровне Совета ЕС и тем самым заблокирует указанную инициативу. 

В МИД Польши подчеркнули, что «с озабоченностью» восприняли решение европарламентариев: «Каждое государство-член ЕС имеет суверенное право осуществления внутренних реформ, которые оно сочтет подходящими… Действия, направленные против государств-членов, служат лишь углублению разногласий в ЕC, увеличивая недоверие граждан к европейским институтам. Польша будет голосовать в европейских организациях против возможных санкций в отношении Венгрии», – сообщили в Варшаве.

Решение по Венгрии, принятое Европарламентом, носит беспрецедентный характер. Впервые в истории Евросоюза на уровне высшего представительного органа ЕС постановили ввести санкции против страны-члена ЕС в связи с «разрушением властями этой страны демократических институтов». Среди санкций в законодательстве ЕС фигурирует, в частности, лишение голоса в руководящих органах Евросоюза.

Обосновывая свои действия, европарламентарии сослались на положения статьи 7 Договора о Европейском союзе. В ней говорится, что Совет ЕС на основании «обоснованного предложения» от Европарламента или Еврокомиссии «может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей» Евросоюза и дать этой стране рекомендации по исправлению обнаруженных нарушений. Венгрии ставятся в вину «нарушения принципов правового государства и фундаментальных европейских ценностей», а более конкретно – принятый в июне 2018 года закон, который вводит уголовную ответственность за оказание содействия нелегальным мигрантам. Соответствующий доклад, подготовленный депутатом Европарламента Юдит Сархентини, получил 12 сентября поддержку 448 евродепутатов из 693. 

Аналогичный «санкционный пункт» Договора о Европейском союзе применялся ранее Еврокомиссией для инициирования «дисциплинарного процесса» против Польши, правительство которой Брюссель обвиняет в нарушении принципа разделения властей, в давлении на судебную систему и средства массовой информации.

Однако в случае с Венгрией ситуация с точки зрения сохранения единства ЕС выглядит серьёзнее. Европарламент – главный представительный орган в структуре Евросоюза, и принятые им решения определяют настроения в брюссельских коридорах власти в отличие от носящих больше технический характер вердиктов Еврокомиссии. Кроме того, если в случае с Польшей обвинения Брюсселя были обтекаемыми, сейчас ЕС наносит удар персонально по премьер-министру Венгрии Виктору Орбану, отвечая на блок законов, принятых венгерским парламентом и поставивших заслон подрывной деятельности в стране структур Джорджа Сороса.

Кроме того, в отличие от принципов функционирования польской судебной системы, проблема нелегальной миграции всерьёз волнует общественное мнение Европы. «Это мелочная месть дружественных мигрантам политиков. Нас наказали, потому что мы доказали, что миграция – это не естественный процесс, и её можно остановить», – прокомментировал решение Европарламента министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. По другую сторону баррикад от Венгрии и Польши оказались Германия и Франция. «Было важно сегодня напомнить, что страны не могут пользоваться преимуществами членства в ЕС, с одной стороны, и нарушать наши правила и ценности – с другой. На кону наша идентичность», – заявил представитель правительства Франции Бенжамин Гриво.

Венгрия и Польша, однако, не намерены отступать. Польский МИД назвал претензии Брюсселя в отношении законодательства Польши «необоснованными», предложив Еврокомиссии в случае возникновения сомнений обращаться с жалобой в суд Евросоюза. «В соответствии с договорами ЕС организация судебной системы находится в исключительной компетенции государств-членов. По этой причине определение пенсионного возраста судей Верховного суда не может считаться нарушением Польшей общих положений законодательства ЕС, на которые ссылалась Еврокомиссия», – говорится в заявлении Министерства иностранных дел Польши.

В направленном в Варшаву в июле официальном уведомлении Еврокомиссии о начале «процедуры устранения нарушений» говорилось, что вступивший в Польше в силу летом этого года закон может означать вынужденную отставку 27 из 72 судей польского Верховного суда (новая мера снизила для них пенсионный возраст с 70 до 65 лет). На пенсию, согласно новому закону, должен был также уйти председатель Верховного суда. Подобные нормы, по мнению Еврокомиссии, подрывают принцип независимости судебных органов, в том числе принцип несменяемости судей, что является нарушением Договора о Европейском союзе.

Можно не сомневаться, что к совместному выступлению Венгрии и Польши в их противодействии давлению центральных органов Евросоюза в том или ином виде присоединятся и другие государства-члены ЕС. Динамику всему процессу придаёт миграционная проблема. Здесь, как отмечает французская Le Figaro, линия противостояния может расколоть западный лагерь.

«Если рассматривать разделение на Восток и Запад, как деление на новую и старую Европу, то видно, что некоторые исторические члены ЕС вроде Италии и Австрии занимают схожие с восточными странами позиции, – подчёркивает в интервью Le Figaro директор департамента общественного мнения и бизнес-стратегии Французского института общественного мнения Жером Фурке. – Напряжённость сильна и может заблокировать любые подвижки в процессе европейской интеграции. В этом заключается серьёзная проблема для президента Франции Макрона, который сделал европейское строительство одной из главных осей своей политики. Федеральному канцлеру Меркель в свою очередь приходится иметь дело с усилением «Альтернативы для Германии» и ужесточением позиций ХДС/ХСС в миграционном вопросе. Кроме того, окружение Германии от Польши до Италии, от Чехии до Венгрии и Австрии занимает в этом вопросе всё более радикальную позицию и уходит с орбиты Берлина», – говорит французский эксперт.

Противоречия в ЕС вряд ли ограничатся расхождением по линии Восток – Запад. Учитывая рост напряжённости в связи с миграционной проблемой в Германии и рост популярности антииммигрантской партии «Альтернатива для Германии», альянс Парижа и Берлина тоже может дать трещину.