Упорное стремление патриарха Варфоломея объявить автокефалию Украинской православной церкви, хотя он сам недавно считал домогающуюся этого и отпавшую от УПЦ меньшую часть («Киевский патриархат») раскольниками, скорее всего, объясняется обстоятельствами, к служению Церкви никакого отношения не имеющими.
Экуменические патриархи всегда ревниво относились к своему «первенству чести» в православном мире. Однако вряд ли кто-то из них до Варфоломея с такой бюрократической одержимостью претендовал на власть, сравнимую с властью главы Ватикана. Среди многих православных это воспринимается как доморощенный вариант папоцезаризма, грозящего новым историческим расколом. Чтобы понять, отчего так происходит, есть смысл посмотреть на некоторые вехи жизненного пути Константинопольского патриарха и на то внешнее давление, коим он окружён постоянно.
Резиденция патриарха Варфоломея в стамбульском Фанаре
Выросший в семье мелкого греческого лавочника в Турции будущий патриарх (в миру Димитриос Архондонис) рано понял, что без лавирования и внешнего покровительства он многого не сумеет. Толчком для него после окончания духовной семинарии стали обучение и служба в качестве офицера резерва турецкой армии (1961-1963). Это было время острой международной напряжённости. Исходя из доктрины НАТО, турецкий офицерский корпус воспитывался в резко антисоветском, антироссийском духе. Некоторые обозреватели полагали, что будущий патриарх, скорее всего, проходил подготовку в качестве резервного офицера военной разведки Турции. На это, по их мнению, указывает и то, что сразу после службы он был направлен в Рим на учёбу и работу в Папский восточный институт, который в тот момент был важным западным центром изучения ситуации «за железным занавесом». Без рекомендации соответствующих турецких служб такое направление едва ли могло состояться.
Будущий патриарх в военном мундире ВС Турции
Герб ВС Турции
С армейской поры у Димитриоса Архондониса осталось много друзей, достигших впоследствии в Турции генеральских постов. Эти связи в чём-то ему помогали, даже спасали его, а в чём-то серьёзно подводили. Ещё сложнее после пребывания в Риме складывались его отношения с Ватиканом. Иногда ему вменяют в вину чуть ли не преклонение перед католиками, но на деле патриарх Варфоломей вынес из Рима скорее завистливое желание занять положение, схожее с положением папы. При всём своём внешнем благообразии он больше лукавый конкурент Римского папы, чем союзник. Если знать, что идея ЕППУЦ («Единой православной поместной украинской церкви») предполагает присоединение к ней униатов из УГКЦ, то получается, что Варфоломей замахивается на многомиллионную униатскую паству, которую Ватикан считает своей. То же относится к униатам в других восточноевропейских странах православной веры: в расчёте на углубление кризиса в мировом католицизме Фанар склонен видеть в этих «католиках восточного обряда» свой потенциальный резерв.
Сегодня политика Экуменического патриархата на Украине в каком-то смысле является продолжением его линии, начатой в 1996 году с введением экзархата Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) при содействии официального Таллина. Тогда в России с этим как-то смирились, а напрасно: именно с эстонского плацдарма Фанар начал свою экспансию в Европе. И сегодня Экуменический патриарх стремится не к самостоятельности УПЦ, а к вовлечению её в орбиту своего влияния. Вслед за Украиной обязательно последуют аналогичные шаги в Белоруссии (там первым делом), Молдавии, Латвии. И это будет началом действительно «вселенской» экспансии стамбульского квартала Фанар.
Корни такого поведения – в двусмысленном положении Экуменического патриарха: с одной стороны, претензии на «вселенскость», с другой – ничтожно малая паства. Помимо небольшого числа приходов в Турции, в Европе Варфоломей до сих пор окормлял лишь Додеканесские острова, Крит и гору Афон в Греции. Основная же его опора находится по ту сторону океана. И материально, и политически Фанар зависит от являющейся его экзархатом Православной церкви в Америке (Orthodox Church in America), за которой стоит правительство США. Вашингтон может обрезать Фанару финансы, а может и вовсе поддержать идею автокефалии Американской церкви. Действуя в духе «американской демократии», правительство США может вообще не добиваться никакого «томоса». И если в Америке сказали, что надо признать «украинскую автокефалию», патриарху Варфоломею ничего другого не остаётся. Да он и сам в этом заинтересован: расширяя паству в Старом Свете, он мог бы снизить чрезмерную зависимость от Вашингтона, указаниями которого он и руководствуется, и тяготится.
«Рука Вашингтона» в назревающем в мировом православии расколе угадывается и в личностях направленных Фанаром на Украину двух экзархов из Америки – архиепископа Даниила Памфилийского (Владимир Олегович Зелинский) и епископа Илариона Эдмонтонского (Роман Николаевич Рудник). Один из них, Даниил Памфилийский, подобно Варфоломею, в молодости тоже был офицером, но американской армии – в качестве капеллана.
Архиепископ Даниил Памфилийский
Следует знать, что в отличие от всех других армий мира, капелланы в армии США по уставу отвечают не только за «духовное состояние» военнослужащих, но и за поддержание отношений с местным населением в местах дислокации в целях «создания благоприятной среды для успешного выполнения проводимых миссий». Это специалисты в области психологических операций, которые опираются на соответствующие приказы и инструкции. Именно такую профессиональную работу с «местным населением» и начинает сейчас на Украине архиепископ Даниил с коллегой. Не случайно УПЦ МП отказалась иметь дело с обоими «экзархами».
Помимо американской «Сциллы» перед Варфоломеем высится и турецкая «Харибда». Правительство Турции в принципе не признаёт официальное титулование Варфоломея «Патриархом Вселенским», считая его лишь главой христианской общины Турции. И если раньше споры между Анкарой и Фанаром в основном касались имущественных вопросов, то последние два года над патриархом Варфоломеем висит обвинение в государственной измене. По утверждениям турецкой печати, в 2016 году он был тесно связан с генералами-заговорщиками, очевидно, ещё по старым армейским контактам.
Турция, июль 2016 г. Народ против путчистов
В подтверждение приводится тот факт, что в ночь попытки переворота, ровно за три часа до его начала, патриарх вылетел последним самолётом перед закрытием аэропорта в Словению. Утверждают, что это произошло сразу после его контакта с официальным представителем спецслужб США в Стамбуле, который проинформировал патриарха о предстоящих событиях. Да и католическая по преимуществу Словения, в которой есть лишь одна принадлежащая сербам православная церковь в Любляне, никак не фигурировала в архипастырских планах патриарха и, вероятно, была выбрана в качестве «тихой гавани». Конечно, вряд ли Варфоломей участвовал в разработке конкретных планов переворота, но в том, что заговорщики считали его своим «ценным ресурсом», а потому берегли, в Турции мало кто сомневается. Юридического обвинения ему предъявлено не было. Однако сама вероятность такого обвинения вынуждает патриарха теснее прятаться за США, расплачиваясь с американцами встречными услугами. Разумеется, Анкаре нет особого дела до судьбы православия на Украине, но ей есть дело до отношений с Америкой. Портить их ещё больше не хочется. Этим Экуменический патриарх и пользуется.
Он словно не замечает, как волею «первого по чести» всё больше правит не Промысел, а ветхозаветная политика «разделяй и властвуй».