Бывшего директора издательства Белорусского экзархата Владимира Грозова суд признал виновным в хищении у церкви с 2010 года двух миллиардов рублей. Эти деньги, как утверждало обвинение, он тратил на строительство жилья и оплату обучения детей.
Белорусская православная церковь изначально выставила ему иск на возмещение ущерба в размере 750 тысяч долларов, но в первый же день судебного процесса аннулировала все претензии к Грозову. Более того, за обвиняемого в судебном процессе заступился митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Он поведал о том, что был введён в заблуждение ближайшим окружением в первое время после своего назначения. «Мне говорили, что будут проблемы у Экзархата, что организацию засудят, если не возбудить дело. В том числе так говорил следователь. И я подписал ходатайство о возбуждении уголовного дела», – свидетельствовал митрополит. По его словам, в том, что произошло с Владимиром Грозовым, виновата человеческая зависть. Завистники спустя время стали предлагать митрополиту проекты, которыми занимался опальный директор издательства и его коллектив.
После того как Экзарх всея Беларуси разобрался и понял, что директора издательства оклеветали, он устно и письменно попросил прощения у Владимира Грозова и принял решение свидетельствовать в суде, где ходатайствовал уголовное дело прекратить, а обвиняемого отпустить в зале суда. «Трижды в ходе своего выступления он просил прощения у В.В. Грозова и его семьи от себя лично и Церкви за все причинённые им тяготы и лишения», – пишет один из участников событий, бывший исполнительный директор Международного благотворительного фонда Константин Яцкевич.
Надо отметить, что «дело Грозова» длилось, практически не продвигаясь, полтора года. Сменились несколько следователей, и только совместное обращение Почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Павла к президенту Александру Лукашенко помогло минимизировать волокиту. Судебный процесс начался 26 июня 2018 года, и вот через три месяца – приговор. Суд признал Владимира Грозова виновным в «умышленном совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекших причинение существенного вреда государственным и общественным интересам, совершенных из корыстной заинтересованности, повлекших тяжкие последствия».
– Я верой и правдой служил Белорусской православной церкви. И действовал только с благословения и распоряжения церкви, все деяния вырваны из контекста. Высокий суд, в 2010 году президент вручил мне награду «За духовное возрождение». К сожалению, со сменой Экзархата нашлись люди, которые преподнесли мою деятельность как недоразумение. Эти люди уже не работают в БПЦ. Мне вменяли 17 статей, они отпадали, потом приклеивались,
– говорил Грозов в суде. Вины своей он не признал.
Что интересно, следствие сперва насчитало ущерб церкви в шесть раз больший, чем тот, который фигурировал на суде, соответственно, и обвинение поменялось: Грозову перестали вменять хищение в особо крупном размере, но взамен нашли более подходящую статью – мошенничество.
– Выгляжу как частный жулик, — прокомментировал сам Грозов новое обвинение.
«…По совокупности преступлений, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно назначить Грозову наказание в виде лишения свободы на срок семь лет с конфискацией всего имущества и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, на срок пять лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях усиленного режима» – гласит приговор суда. В срок отбывания наказания зачтены периоды пребывания Владимира Грозова под стражей в следственных изоляторах – с 14 декабря 2016 года по 26 сентября 2018 года.
Заступничество митрополитов Филарета и Павла не помогло.
Приговор в законную силу пока не вступил и может быть обжалован.
«Уроки горьки, как и размеры клерикального застоя, епархиальной некомпетентности и внутрицерковной бюрократии, а заодно и коррупции, которая, подобно «авгиевым конюшням», не чистилась много лет и в итоге стала закономерным тормозом и церковного и общественного развития. Этот тот случай, когда епархиальная бюрократия в лице обычных грешных и страстных людей, а, возможно, и в прелести, отождествила себя с Церковью и верховной церковной властью вершить свой частный суд руками митрополита. Грустно, что у митрополита не хватило благодати увидеть сердца своего окружения, это в духовном смысле главный укор и слабость БПЦ», – пишет Яцкевич.
После оглашения приговора Владимир Грозов перекрестился в клетке и сказал:
– Слава Богу!
Соб. корр. ФСК