В первом турне по странам Балтии папы римского Франциска центральной точкой всей его поездки, без сомнения, была католическая Литва. Официальный Вильнюс связывал немалые надежды с визитом понтифика, что было видно и по масштабам подготовки. Оказывая главе Ватикана повышенное внимание, в Вильнюсе рассчитывали услышать от него слова одобрения проводимого литовским руководством курса, в том числе в области известных исторических претензий.
Папа Франциск приземляется в Вильнюсе
Папа Франциск и президент Литвы Д. Грибаускайте
Кроме того, в период подготовки к предстоящим в стране в 2019 г. президентским выборам литовским политикам, в первую очередь президенту Дале Грибаускайте, желательна была хотя бы косвенная поддержка Римско-католической церкви. То, что сами они католики «недавние», а до этого удобно жили атеистами, для них неважно. По-хорошему многие из них нуждаются в отчитке (отчитка – церковный чин с заклинательными молитвами с целью изгнания из одержимого нечистой силы). Один из реальных претендентов на пост президента, лидер партии «Союз крестьян и зелёных Литвы» Рамунас Карбаускис лукавить, например, не стал, объявил себя «язычником» и визит понтифика проигнорировал.
Рамунас Карбаускис
Следует сразу сказать, папа Франциск вряд ли оправдал надежды литовских руководителей. Склонный к внутреннему созерцанию, он мало внимания обращал на их попытки максимальной политизации визита и откровенное «ухаживание» за собой. В отличие от когда-то проехавшего по Балтии папы Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы), пробуждавшего у её жителей мессианский огонь противостояния «силам зла» в лице бывшего СССР, папа Франциск призывал к примирению и не освобождал от ответственности за прошлые грехи. По поводу неистового Войтылы он даже пошутил: «Его многие считали святым, в то время как сам себя он считал дьяволом».
Разумеется, папа упомянул о страданиях литовцев во время депортации «в Сибирь» и посетил по приглашению хозяев «музей оккупации» в бывшем здании КГБ в Вильнюсе. Однако заявления Грибаускайте о том, что Литва, которая живёт «вблизи агрессии и лжи», хорошо понимает и сочувствует тем, кто ведёт борьбу за свободу и независимость, а поэтому считает «своим долгом помогать украинскому, грузинскому народам и напоминать об этом миру», были обращены явно не по адресу. В ответ папа Франциск уже в первом своём выступлении призвал литовских руководителей жить в мире с соседями и гордиться национальными традициями доброжелательного принятия на своей земле людей разных национальностей и религий. С какими соседями они враждуют, хорошо известно – с Россией; и к каким этническим меньшинствам проявляют нетерпимость, тоже все знают.
Папа Франциск и литовская армия
В выступлениях и проповедях понтифика преобладали не темы «исключительных страданий» Литвы в советский период и её особой роли в распространении католицизма на Балтике, а такие неудобные для литовских властей сюжеты, как Холокост и пособничество местных коллаборационистов в его осуществлении.
Папа Франциск на мессе в Каунасе
На массовой мессе под открытым небом в Каунасе в присутствии более 100 тысяч человек папа Франциск, отдавая дань памяти жертвам Холокоста на местной земле, недвусмысленно напомнил, что погибли они не только от рук немецких нацистов, но и их литовских пособников. Это прозвучало особенно сильно, поскольку 23 сентября исполнилось 75 лет со дня ужасающей ликвидации фашистами Вильнюсского гетто. Всего в Литве в годы немецкой оккупации было уничтожено около 195 тыс. человек – почти всё еврейское население. Довоенная Литва была домом для процветающей еврейской общины, насчитывавшей более 200 тыс. человек, а её столица Вильнюс являлась центром изучения иудаизма, этот город называли «Северный Иерусалим». «В эти дни мои мысли с еврейской общиной», – сказал понтифик, призывая к «диалогу и общей приверженности делу справедливости и мира».
Ресурс World Religion News полагает, что глава Святого престола достаточно решительно предостерёг литовцев от возрождения антисемитских чувств, которые подпитывали Холокост. По мнению экспертов издания, опасения папы не напрасны и подогреваются распространением сегодня в Литве ксенофобии и праворадикальных настроений. Кроме того, еврейские активисты считают, что нельзя ставить на одну доску тотальное истребление нации в Холокост с частичными депортациями населения Литвы за её пределы с последующим его возвращением. Более того, указывается, например, что в «музее оккупации», куда был приглашён папа Франциск, в отличие от недавнего времени уже ничего не говорится о нацистском периоде, а всё посвящено лишь советским временам.
Папа Франциск на обратном пути в Рим
На обратном пути в Рим в самолёте литовская журналистка С. Жиугждайте (Saulena Žiugždaitė) посетовала на то, что папа Франциск в Вильнюсе призывал Литву быть мостом между Востоком и Западом. По её мнению, с учётом исторических трагедий сделать это нелегко. Многие считают, что Литве лучше просто быть частью Запада. Вопрос журналистки вытекал из неоднократно звучавших заявлений литовской стороны во время приёма главы Ватикана; в этом вопросе отразилось едва скрытое разочарование позицией понтифика. Обращаясь к журналистке, Франциск, как цитирует его Catholic News Agency, заметил: «А разве часть вашей трагической истории не пришла с Запада? От немцев, от поляков, но особенно от нацизма, не так ли? Это было то, что пришло с Запада». Создание мостов требует силы, она должна быть составной частью национального характера. То есть, избегая прямых нравоучений, папа Франциск дал понять, что отказ от сотрудничества с Востоком – проявление слабости, а не силы. И это главное резюме его балтийской миссии.
Откуда же возник диссонанс между ожиданиями руководителей католической Литвы и посетившего её главы Ватикана? Видимо, мировоззрение многих оказавшихся у власти литовских политиков застряло где-то в конце 1980-х – начале 1990-х годов, во временах ниспровержения, непримиримости и протеста. А ведь пришла пора созидать. Даже консервативный Святой престол это понимает, а литовские политики – всё ещё нет.