Выход США из Договора РСМД провоцирует риски гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе для обоих «стратегических конкурентов» США – Китая и России. Администрация Трампа под угрозой выхода из договора и под прикрытием претензий к России решила наложить ограничения этого договора на Китай, а, если не получится, то развязать себе руки в размещении ракет средней и меньшей дальности в непосредственной близости от КНР и от дальневосточных регионов России.
Американские претензии были Пекином отвергнуты, ибо договор изначально является двусторонним, заключённым между США и СССР, и поэтому отсылка к Китаю, как отметили китайские источники, «является абсолютной ошибкой». Только «ошибка» эта совершена совершенно расчётливо.
Ситуация, по всей видимости, будет продолжать накаляться. Втягивая Китай в гонку вооружений, администрация Трампа даёт понять, что она готова перевести Китай из положения «стратегического конкурента» в положение врага. Внешне это обставляется такой дипломатической мишурой, как забота «о свободе судоходства» в Южно-Китайском море, но реальный мотив действий США – восстановление американского военного господства в Азии. И этот мотив звучит открыто.
«Китайская» предпосылка готовности США разрушить советско-американский договор о РСМД, действующий с 1987 года, сформировалась ещё при Обаме, когда Вашингтон провозгласил военную доктрину, разворачивавшую интересы США в сторону Азии. Тогда, в 2011 году, нынешний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон писал: «Чтобы уменьшить угрозу от ракет РСМД, мы должны либо расширить членство в договоре о РСМД (намёк на Китай. – В.П.), либо полностью отменить этот договор, чтобы мы могли восстановить наш собственный потенциал сдерживания». Отставной командующий Тихоокеанским командованием США, а ныне посол США в Южной Корее Гарри Харрис жалуется, что китайские баллистические ракеты наземного базирования угрожают американским кораблям в западной части Тихого океана, а Соединённым Штатам нечем ответить «из-за приверженности договору РСМД».
Заявленное администрацией Трампа намерение задевает Китай самым непосредственным образом. У КНР едва ли не половина (если не больше) ракетного арсенала – ракеты средней и меньшей дальности, способные поразить авианосные ударные группы (АУГ) США в прилегающих к Китаю морях и американские военные базы в Японии и Южной Корее. Весной 2018 года НОАК КНР приняла на вооружение принципиально новую баллистическую ракету средней дальности «Дунфэн-26», которая полностью разработана китайским ОПК. В китайских СМИ её называют «убийцей авианосцев», указывая на одну из её основных функций – уничтожать крупные морские цели.
Поэтому выход США из ДРСМД не только принципиально меняет стратегическую обстановку в российско-американских отношениях, но и расчищает путь к увеличению обычных и ядерных вооружений США в опасной близости от КНР. Как заявил Мэтью Крониг, заместитель директора по стратегии и безопасности Центра Скоукрофта (США), выход США из ДРСМД должен стать «историческим» шагом, «обеспечивающим благоприятный баланс сил для США и их союзников в Европе и Азии на долгие годы».
В недавнем обзоре разведывательно-аналитической компании Stratfor сообщалось, что представители Пентагона в последние месяцы представляют соображения по развёртыванию против Китая вдоль первой цепи островов в западной части Тихого океана наземных систем с дальностью поражения более 1000 километров. Особая роль будет отведена американской военной базе на японском острове Окинава. Выход США из ДРСМД снимет все ограничения в отношении таких планов.
Элбридж Колби (до начала 2018 года заместитель помощника министра обороны США Джеймса Мэттиса) отмечает, что сейчас в военном противостоянии Китаю американцы полагаются на свои корабли и бомбардировщики, но более правильно перенести упор на системы наземного базирования средней дальности, так как это «более универсальные и менее уязвимые силы, способные компенсировать наращивание китайского военного потенциала». На начальном этапе противодействия КНР американские военные готовятся к развёртыванию в Азии наземных версий ракеты «Томагавк».
Китайские эксперты в целом сдержанно комментируют заявления и планы Вашингтона, но категорически высказываются в пользу увеличения Китаем своего оборонительного потенциала.
Поведение США в процессе заявленного выхода из ДРСМД имеет для России и КНР, помимо военных рисков, и важный информационно-психологический аспект. Разговоры о «расширении» договора за счёт КНР «ненавязчиво» подтолкивают Москву к обсуждению темы вовлечения Китая в договор за спиной Пекина с целью посеять взаимное недоверие между партнёрами и размыть их общую позицию в противостоянии США. Сразу после визита Болтона в Москву последовали его заявления о том, что на его встречах в России якобы обсуждалась «тема Китая». А 26 октября, находясь в Тбилиси, Болтон повторил, что Вашингтон хотел бы провести с Москвой переговоры, касающиеся активности Китая в военной сфере, поскольку, мол, «сердце России» находится в зоне поражения (!) китайских ракет. Забота «комиссара Болтона» о безопасности России вызывает лишь гомерический хохот.
Важнейшим элементом этой внешнеполитической стратегии (по слухам, авторство стратегии принадлежит Киссинджеру) является попытка столкнуть лбами Россию и Китай с целью обеспечить выход США на позиции безусловного мирового господства.