Собравшийся в Бухаресте под председательством Блаженнейшего патриарха Даниила синод Румынской православной церкви, «обращаясь к ситуации на Украине», принял следующее заявление:
«Принимая во внимание недавние события в ситуации с Церковью в Украине, Священный Синод повторяет свою рекомендацию от 24 мая 2018 года для Вселенского Патриархата и Московского Патриархата, чтобы вместе принять решение, сохраняя единство веры и административно-пастырскую свободу, что является характерным признаком православия», – говорится в обращении.
Указание на «административно-пастырскую свободу» явно противоречит открыто провозглашённому в сентябре учению Экуменического патриархата, призванному «обосновать» не только сомнительное «первенство чести» Экуменического патриарха, но и его «первенство власти». Синод Румынской церкви, таким образом, подчёркивает, что восточный папизм Фанара противоречит основоположному «признаку православия» – соборности, которая выражается, в частности, в равности всех поместных церквей.
«Священный Синод также подчеркивает тот факт, что (общеправославное) единство сохраняется благодаря совместной ответственности и сотрудничеству поместных православных церквей, развитию диалога и всеправославного обсуждения». И именно к всеправославному обсуждению сложившейся в мировом православии ситуации, когда Экуменический патриархат своими волюнтаристскими подходами попирает принцип диалога поместных церквей, призвал недавно синод Русской православной церкви.
Призыв к Экуменическому и Московскому патриархатам «вместе найти решение» означает как минимум то, что Румынская православная церковь не признаёт объявление Фанаром Украины своей канонической территорией.
Особо следует отметить, что данную позицию Румынская церковь заняла на фоне в целом не самых тёплых отношений с Русской церковью. Московский патриархат протестует против учреждения в Молдавии (канонической территории РПЦ) т. н. «Бессарабской митрополии Румынской церкви». Данное деяние явно политическое и инспирировано посягательством Румынии на Молдавию как «исконно румынскую территорию», что находит поддержку и в части молдавского истеблишмента.
Однако, как пояснил Фонду стратегической культуры молдавский политолог и религиовед Владимир Букарский, «конфликт вокруг «Бессарабской митрополии» был фактически "заморожен", несмотря на то, что действие двух епископов (румынского и российского) на одной территории трудно назвать каноничным». Букарский указывает также на «наличие общих интересов Румынской и Русской церквей в противодействии греческой иерархии Иерусалимского патриархата, которая препятствует миссионерской деятельности поместных церквей среди постсоветской, российской, украинской, молдавской, румынской диаспор и трудовых мигрантов на Святой земле: так в Свято-Илиинском подворье РПЦ в Хайфе запрещено таинство Крещения, а подворье Румынской церкви в Иерусалиме вообще не удалось открыть».
«Но Румынский Патриархат не может рвать с Фанаром, – заключает эксперт. – И в этой ситуации синод принял Соломоново решение: украинскую автокефалию не признаём, но и с Фанаром не разрываем».
Политолог Виктор Жосу настроен не столь благостно: «Не сказано ни слова о незаконности действий Варфоломея, посягнувшего на чужую каноническую территорию. Что понятно, поскольку у Румынского патриархата есть свои претензии к территории, подпадающей под каноническую юрисдикцию Московского патриархата. Причём «Бессарабская митрополия» – раскольническая структура, действующая в Республике Молдова, претендует и на юг бывшей Бессарабии, входящий в Одесскую область Украины».
«Впрочем, в преддверии намеченного на 25 ноября совместного служения Варфоломея с Румынским патриархом Даниилом в Бухаресте, где будет совершено освящение Собора Спасения Рода (Catedrala Mantuirii Neamului – еще одно проявление этнофилетизма, на сей раз румынского), это максимум, чего можно ожидать от Священноначалия Румынской Церкви, – поясняет Жосу. – Можно сказать, что по украинской проблеме румыны решили занять позицию нейтралитета – ни нашим, ни вашим. И это притом, что симпатии руководства Румынской Церкви, скорее, на стороне Варфоломея. Достаточно взглянуть на новостную ленту информационного агентства Румынского патриархата, где едва ли не через день публикуется какая-нибудь позитивная новость о «Вселенском Патриархе», чтобы в этом убедиться».
«Патриарх Даниил и другие румынские иерархи открыто не стали на сторону Фанара, пожалуй, потому, что членов румынского Синода напрягли недавно озвученные претензии Варфоломея на «первенство власти» среди поместных православных церквей. Вот они и решили соблюсти дистанцию», – заключает молдавский эксперт.
Соб. корр. ФСК