Епископ Туровский Кирилл, пользующийся заслуженным почётом в современной Беларуси, может по праву считаться самым плодовитым духовным писателем древней Руси. Недалеко от здания Национальной библиотеки в Минске проходит улица, названная в его честь, его имя носит православная духовная академия в Минске.
О жизни святого Кирилла сохранились лишь краткие сведения в церковном поучении на день его памяти (Проложное житие, 28 апреля по церковному календарю, 11 мая по гражданскому). Родился он в начале XII в. в городе Турове, в «Рустей стране», как сообщает Житие, от богатых родителей.
С раннего возраста будущий святитель полюбил чтение духовных книг и, достигнув совершеннолетия, избрал путь иноческой жизни в посте и молитве. Он быстро приобрёл уважение среди братии и стал игуменом (настоятелем) Никольского монастыря в Турове (в рукописной копии его молитв, обнаруженной в Почаеве, он назван иноком Никольского монастыря). Вполне возможно, что за словами Жития о научении иноков преимущественно послушанию стоит указание на поддержку им студийского монашеского устава (общежительного) в обители святого Кирилла. Туровский игумен стремился к достижению духовных высот более чем к продвижению по иерархии, поэтому и удалился в затвор по примеру древних монахов-столпников. В уединении он продолжал литературные занятия, питая душу богомыслием. Подвижническая жизнь Кирилла снискала ему уважение, он «был славным по всей стране той», сообщает Житие. «Князь и людие» избрали его на епископское служение, а Киевский митрополит посвяти на Туровскую кафедру. Это было, вероятно, в 1161 г.
В качестве епископа святой Кирилл принимал участие в крупных событиях, волновавших Русскую Церковь того времени. Во-первых, это был спор о соблюдении постов в великие церковные праздники, если они приходятся на среду и пятницу. Дело началось с того, что в 1157 г. из Ростова прогнали епископа Нестора (грека) за его попытку утвердить более строгую греческую практику пощения. В 1164 г. сохранение поста в среду и пятницу даже на великие Господские праздники отстаивал преемник Нестора – епископ Леон. В 1168 г. спор разгорелся уже в Киеве: за сопротивление греческой практике был отрешён киево-печерский игумен Поликарп. Во-вторых, владимирский князь Андрей Боголюбский решился установить в своём стольном городе особую митрополию, для чего нашёлся кандидат – Ростовский епископ, постриженик киево-печерского монастыря Федор. Дело «Федорца», как его уничижительно называли, привело к нескольким судебным разбирательствам во Владимире, Константинополе и Киеве, в результате чего в 1169 г. он был осуждён за жестокости при управлении Ростовской епархией и наказан смертной казнью. Об участии в этих событиях святого Кирилла Туровского в Житии говорится кратко: «еретика» Федорца обличил и проклял, а Андрею Боголюбскому много посланий написал. На основании этих немногих слов можно предполагать, что святитель туровский был на соборе в Киеве, где разбиралось дело епископа Федора, и выступил там с обличениями. Доверительное отношение Боголюбского к святому Кириллу сложилось тогда, когда Андрей был недолго туровским князем (1151 г.).
Гораздо большее значение имеют литературные труды святого Кирилла, написанные им как до, так и после принятия епископского сана. Они сохранились во многих списках и были широко известны на Руси. «Радуйся, святителю честный и учителю наш, другий Златоуст, иже нам в Руси паче всех воссия», – говорится об этом в его Житии.
Не все приписываемые святителю сочинения считаются бесспорными. Среди последних – 39 молитв и канонов, 25 проповедей и размышлений (притчи), 4 аскетических поучения и послания (монахам и священникам). Мы можем предположить, что святой Кирилл первым на Руси предпринял попытку составить круг церковных поучений на воскресные и праздничные дни года. Образцом для него мог послужить греческий «Торжественник». Впоследствии такие сборники поучений стали известны как «Евангелие Учительное». Писал святой Кирилл и жития святых, которые могли войти в состав кратких житийных поучений славянского Пролога. Литературные труды святого производили сильное впечатление на современников и потомков. Покаянный канон по главам азбуки, известный в настоящее время как канон Молебный, согласно свидетельству Жития, читали все «верные рустии людие».
Тема святости, избранности и единства Русской земли представлена в каноне святого Кирилла, посвящённом памяти княгини Ольги. Здесь она именуется «преславной», «досточудной», «матерью князей русских». «Духовно возвеселитесь, рустии вси концы, память чтуще Ольги богомудрыя»; «Рускому языку, Плесковской стране, богоизбранному от варяг княжьскому племени праматери наречеся Ольга»; «Закон Христов ты приобрела своим учителем, который просветил землю Рускую» — восклицает туровский святитель. При этом он обращается к блаженной Ольге, чтобы она испросила у Бога «мир неподвижим» для князей и защиту от нападений кочевников («поганых»).
Просиявший во всех концах Русской земли Кирилл был погребён в своем родном городе около 1190 г.
Удельный Туров постепенно приходил в упадок, в политическом и хозяйственном отношении стал возвышаться соседний Пинск. Вместе с этим стиралась и затуманивалась память о туровском святителе на землях западной Руси. Однако в восточной Руси память о нём сохранялась, в первую очередь, во Владимире-на-Клязьме, где хранились его послания и произведения, отправленные князю Андрею Боголюбскому. Здесь же в первой половине XIII в. было написано Житие святителя Кирилла, сохранившее для потомков хоть и немногие, но возвышенные черты его облика. В XVI в. многие духовные сочинения туровского епископа были собраны в Московской земле, в Иосифо-Волоколамском монастыре. А в Вильно отдельные его труды выходили в составе сборников поучений и молитв.
С середины XIX в. интерес к личности и творениям святителя Кирилла Туровского значительно возрос благодаря исследованиям церковных историков архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова), епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова), академиков М.И. Сухомлинова и Н.К. Никольского. В Беларуси в последнее время исследованиями жизни и трудов святителя занимались филологи А.А. Мельников и Л.В. Левшун, агиограф священник Георгий Соколов. Благодаря усилиям учёных имя святого Кирилла Туровского стало широко известным, прочно вошло в белорусские учебники.
Хотя жизнь святителя Кирилла прошла на белорусской земле, его труды имели значение для всей Руси, большая их часть сохранилась во Владимирской Руси, здесь же было написано и его первое житие. Труды святого Кирилла из Турова остаются нашим общим духовным наследием.