Появившийся в ноябре 2018 года доклад лондонского Chatham House (он же – Королевский институт международных отношений, Royal Institute of International Affairs) не привлёк большого внимания украинских, белорусских, молдавских экспертов. Между тем знаменитый британский аналитический центр подготовил «дорожную карту» для распределения денег на поддержку так называемого гражданского общества трёх стран – Украины, Беларуси и Молдовы. В докладе эти три бывшие советские республики именуются «находящимися на переднем крае ожесточённой битвы за своё будущее». Битва, разумеется, идёт с Россией.
Украина рассматривается аналитиками Chatham House как «политическая лаборатория», в которой проводится грандиозный эксперимент над властью и населением. Результаты эксперимента планируется использовать в Беларуси и Молдове.
Главная задача аналитической работы, итогом которой стал указанный доклад, – изучить возможности и пути разрыва отношений Украины с Россией во всех сферах от энергетики, торговли и военно-технического сотрудничества до русского языка и Церкви.
В Лондоне считают, что риски возвращения Украины в сферу российского влияния остаются, ведь «руководство России приступило к миссии по восстановлению статуса великой державы». Главные точки «уязвимости», отмечают в Chatham House, – это конфликт в Донбассе, «хищная и раздробленная политическая среда» и низкий уровень информационной безопасности (что ни делай, а население, ориентированное на Россию, так и норовит прильнуть к российским источникам информации).
Отрывать Киев от Москвы придётся долго, говорится в докладе Chatham House: «Усиление и поддержание устойчивости Украины к российскому влиянию является долгосрочным проектом». Опираться Лондон предлагает на «гражданское общество», проявившее себя во время событий 2013-2014 гг. в Киеве и показавшее свою активность в Донбассе (имеются в виду карательные батальоны «добровольцев», которые в первые месяцы войны совершали преступления против жителей мятежных республик – их похищали, пытали, грабили и убивали, насиловали, содержали в подвалах, ямах и контейнерах).
От потери Крыма и конфликта на востоке страны, посчитали британские аналитики, Украина потеряет примерно 100 млрд долларов, «если оккупированная украинская территория никогда не будет возвращена». Эти потери доклад Chatham House сопоставляет с потерями… от урагана «Сэнди», которые составили около 65 млрд долларов. О человеческих жертвах войны с Донбассом в докладе не сказано ни слова; люди для специалистов из Лондона – расходный материал в эксперименте по отрыву Украины от России.
Авторы доклада сокрушаются о том, что 1,5 миллиона внутренних переселенцев, которые бежали от войны на подконтрольную украинскому правительству территорию, «создали серьёзное давление на социальную инфраструктуру и без того хрупкую»; кроме того, Украина «потеряла доступ к критически важным запасам угля» и контроль над почти 500-километровым участком границы с Россией. Несмотря на утраты, отмечают в Chatham House, конфликт в Донбассе «помог сплотить украинцев вокруг идеи государственности и ускорил процесс создания национальной идентичности».
Выводы британских экспертов приводят к мысли о том, что фантомная «российско-украинская война» (на самом деле, вооружённое нападение сил киевского режима на Донбасс) – это «опыт», проводимый Западом в «политической лаборатории», каковой стала Украина. Погибшие и покалеченные с обеих сторон – это «лабораторные мыши», жизнями и здоровьем которых должна быть оплачена новая украинская национальная идентичность. Нерусская – это главное!
У войны, призванной сконструировать «украинскую нацию», есть побочные явления: доклад Chatham House называет высокий уровень преступности в стране, слабую способность участников АТО (ныне называемой ООС) адаптироваться к гражданской жизни, усиление социального стресса, сложности переселенцев, неоднозначное отношение к возможному мирному разрешению конфликта. В Лондоне обеспокоены тем, что в Донбассе в 2015 году почти 60% опрошенных граждан согласны были на любые компромиссы с ДНР и ЛНР, «тогда как в центральной части Украине этот показатель составлял всего 17%». Данные свежих исследований британские аналитики не публикуют, дабы не смущать западных покровителей «украинского проекта», поскольку социология показывает – жители Украины устали от войны и стали лучше относиться к России (48% определили своё отношение как «хорошее» и «очень хорошее» против 37% в 2017 году). При этом 50% опрошенных считают, что отношения Украины и России должны быть открытыми, без виз и таможен, а ещё 4% выступают за единое государство. Симпатии и антипатии украинского населения откатились к уровню апреля 2014 года и грозят двинуться ещё дальше – к показателям довоенных лет (тогда 86% населения Украины хотели добрососедских отношений с РФ).
«Украинский проект» проваливается, но в Лондоне призывают продолжить «опыты»: улучшить военную координацию принятием специальных законов; реформировать СБУ; исключить конкуренцию стратегий реинтеграции Донбасса и Крыма (аналитики Chatham House указывают на министра внутренних дел Авакова, имеющего концепцию реинтеграции, отличную от официальной); сосредоточиться на вспоможениях «неправительственным организациям» (в докладе указано, что 56% таких организаций «полагаются на финансирование от западных доноров, в то время как только 16% получают частные пожертвования из внутренних источников»; многие новые НПО вблизи линии фронта – в Славянске, Мариуполе, Краматорске, Константиновке – созданы на деньги USAID), их задача – предлагать «культурный продукт, имеющий отношение к Донбассу»); использовать «мягкую силу» в отношении жителей ДНР и ЛНР, пересекающих линию разграничения.
В Chatham House более всего опасаются предстоящих в 2019 году президентских и парламентских выборов, поскольку со времён «революции гидности» Западу так и не удалось до конца избавить подопытную украинскую территорию от политических сил, ориентированных на прочные связи с Россией. «У открыто пророссийских партий теперь мало шансов конкурировать на политическом пространстве по всей стране. Вместо этого они переходят к развертыванию другой тактики: поддержке идеи содействия миру любой ценой, пропаганде компромисса и распространению мнений о том, что Запад не поможет Украине вернуть утраченные территории и восстановить экономику», – говорится в докладе.
В Лондоне заранее постановили, «Россия будет стремиться восстановить фактический контроль над значительной частью политического спектра, потенциально используя выборы в интересах партий, лояльных Москве, с целью создания расколотого парламента». В Chatham House подсказывают Киеву, что Россию следует обвинять в «стремлении подорвать легитимность избирательного процесса на Украине путём организации кибератак на избирательную инфраструктуру» и через поддержку местных групп, ратующих за более широкую автономию Закарпатья, Бессарабии, Запорожья и даже Галиции, а также «политических разрушителей» вроде Надежды Савченко или… Михаила Саакашвили.
Помимо «влияния России» в Chatham House указывают на риск усиления в период украинских выборов радикальных группировок. «Эти группы невелики (например, «Национальный корпус» насчитывает порядка 1000 членов) и едва ли имеют шансы выиграть места в парламенте. Однако у них хорошие возможности для набора пополнения из числа более 300.000 ветеранов АТО, многие из которых разочарованы в основных партиях и страдают от экономических трудностей». Радикалы «могут сорвать будущие выборы», сигнализируют британские эксперты; кроме того, их действия «помогут России продвигать мнение об Украине как о «фашистском, неонацистском» государстве».
Британские эксперты подвигают Порошенко к тому, чтобы «срочно противостоять» радикалам и увеличению оборота незаконного оружия. Рекомендация фантастическая: представители радикального национализма глубоко встроены в украинскую власть – от парламента до МВД и армии, ряд из них действует под крылом СБУ, некоторым отданы «на хозяйство» отдельные районы Киева. Разоружить и ликвидировать многочисленные вооружённые группировки – как сугубо бандитские, так и с удостоверениями полицейских и военными билетами – смогут разве что иностранные ЧВК, но чем обернётся такая «ночь длинных ножей», не скажет никто.
«Специфическим риском», связанным с предстоящими украинскими выборами, в Chatham House называют «коллапс поддержки проевропейских сил, низкое доверие ко всем партиям… и обособление граждан от политики». Развитие такой тенденции может привести к тому, что на авансцену выйдут пророссийские, евроскептические силы, пропагандирующие мир в Донбассе и более тесные отношения с ЕАЭС. Не к месту в докладе помянута даже «Альтернатива для Германии», у которой якобы имеются на Украине симпатизирующие.
Ещё один риск для украинских выборов Chatham House разглядел в нетерпимости этнических украинцев к согражданам иной национальности и другого вероисповедания: 46% опрошенных сказали, что не доверяют неукраинцам, а 49% не испытывают доверия к представителям не «своей» религии. У британских экспертов неприятие «украинской титульной нацией» иных, «нетитульных» граждан рассматривается в кривом зеркале «российского вмешательства»: дескать, из-за слабой интеграции национальных меньшинств в украинское культурно-политическое пространство легко разжигать напряжённость между этническими группами, и Россия этим пользуется. Несмотря на тотальную «декоммунизацию» Украины, включающую запрет Коммунистической партии и полтысячи ограничений в отношении других организаций и СМИ, «Россия продолжает дестабилизировать Украину, завербовав людей по всей стране», заявляют англичане.
И наконец пресса и телевидение. Составителям доклада Chatham House они тоже представляются опасными. Особенно опасны социальные сети и частные медиа. «Только 27% опрошенных говорят, что украинские СМИ предоставляют достоверную информацию о событиях в стране и конфликте на востоке», а в Одессе и Херсоне вообще «категорически не одобряют украинские СМИ». В чёрный список авторы доклада Chatham House занесли телеканалы NewsOne, 112 Украина, Интер. А после запрета социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», «финансируемые Кремлём группы мигрировали в сеть Facebook, которой пользуются 35% украинцев». Видать, Цукерберг тоже играет за Москву.
Для борьбы с «российским влиянием» в Chatham House предлагают реформу СМИ (то есть новые запреты), призывают Запад поддерживать проект общественного вещания и ресурсы, «развенчивающие фальшивые истории». О свободе слова нет даже речи: подопытным гражданам Украины она не нужна.
Кроме того, средства, выделяемые на украинскую «политическую лабораторию», должны по рекомендации Chatham House быть сосредоточены на поддержке проектов, «направленных на повышение осведомленности о местных и национальных культурных особенностях» с тем, чтобы регионы [Украины] успешнее отстаивали «свои нерусские национальные идентичности».
Эксперимент над Украиной продолжается. Работа в «политической лаборатории» кипит – на очереди Беларусь и Молдова.
(Продолжение следует)