Внешнеполитический спикер фракции СДПГ в бундестаге Нильс Шмид поделился своими взглядами на перспективы международной политики в 2019 году. Он выделил два ключевых для немецкой внешней политики региона: Украина и Сирия.
Самый большой вызов для европейской внешней политики – «продолжение войны на Украине»; это не замороженный конфликт, здесь постоянно погибают люди. Немецкий эксперт полагает, однако, что «официально открытых военных действий» между Россией и Украиной не будет. «Русские все время стараются регулировать положение таким образом, – говорит Шмид, – чтобы открытая война не начиналась. Не только на Украине, но и, к примеру, и в Грузии, они годами оттачивали эту игру… Недавно мы могли это наблюдать в вопросе о прохождении через Керченский пролив в Азовское море. Это неудовлетворительно, потому что отодвигает окончательное решение по Украине на потом».
Шмид предполагает, что российская сторона намерена дождаться итогов президентских выборов на Украине, а до того времени предусмотренные Минскими соглашениями меры по режиму прекращения огня не будут соблюдаться. К заявлениям украинского президента П. Порошенко об угрозе развязывания войны немецкий эксперт относится «с пониманием»: «Украина, так сказать, окружена российскими войсками, российская сторона имеет военное превосходство, локальное доминирование в эскалации и может в любой момент расширить конфликт». Тем не менее «русские будут стараться не допустить настоящего военного конфликта, поскольку это привело бы к непредсказуемым последствиям».
С точки зрения Н. Шмида, Украине ни в коем случае не следует делать ставку на войну. Обеим сторонам следует проявлять сдержанность, и Украине следовало бы сконцентрироваться на том, чтобы внести свой вклад в исполнение Минских соглашений. Прежде всего речь идет о правах русского меньшинства на востоке Украины…
Самый сильный инструмент, которым располагает Украина, состоит в том, чтобы благодаря реформам стать привлекательной как в глазах собственных граждан, так и в регионе.… Российская сторона… будет фиксировать Минский процесс в незавершенном состоянии, потому что Путин, очевидно, делает ставку на то, чтобы сохранить пророссийские силы на будущее в качестве партнеров по диалогу».
СДПГ считает возможным запуск новых форматов взаимодействия между ЕС, Украиной и Россией, прежде всего, в экономической сфере. «Конкретно мы заинтересованы в урегулировании вопроса о транзите газа между Россией, ЕС и Украиной. Для всех нас важно, чтобы Украине не пришлось отказаться от большей части денежных поступлений за этот транзит, если будут достроены Nord Stream 2 и на юге так называемый Турецкий поток».
Соб. корр. ФСК