«Священный Синод рассмотрел церковную проблему Украины на первой рабочей сессии 2019 года», – сообщает сайт Румынской патриархии.
21 февраля 2019 года Священный синод Румынской православной церкви провел рабочее заседание в Синодальном зале Патриаршей резиденции. В своем вступительном слове патриарх Румынский Даниил «рассказал о существующей на Украине напряженности и указал на причины, которые привели к нынешней ситуации».
В связи с этим синод огласил ряд решений. Следует отметить, что приняты они в обстановке тлеющего конфликта с Русской православной церковью по вопросу Молдавии. Румынская церковь заявляет на неё права как на свою каноническую территорию и даже учредила здесь т. н. Бессарабскую митрополию.
В силу этой напряжённости Экуменический «патриархат» и адепты учреждённой им «Святейшей церкви Украины («СЦУ») питали особую надежду на поддержку Румынской церкви в конфликте Стамбула и Москвы по украинскому вопросу.
И первые строки заявления румынского синода, казалось бы, оправдывают эти надежды.
«В течение почти тридцати лет проблема украинского раскола не была решена, и даже не было никакого призыва к общеправославному посредничеству, как это было сделано ранее в случае с расколом в Болгарии», – говорится в сообщении пресс-центра Румынского патриарха. Здесь отчасти прослеживается та же логика, что и у экуменического «патриарха». Но если последний заявляет, что обращаться за помощью «в залечивании своего внутреннего раскола» автокефальная церковь должна исключительно к нему, то румынский патриарх говорит о межправославном вмешательстве во внутренние дела самостоятельной церкви по вопросу, ответ на который православные каноны дают предельно однозначный – покаяние раскольников.
Отказ от требований канонов патриарх Даниил называет «тупиком»: «Ввиду наметившегося тупика в разрешении данной ситуации, Экуменический Патриархат предоставил Томос об автокефалии иерархам, клиру и верующим, которые были в расколе с Русской Православной Церковью и всем Православием, но этот Томос был принят только теми украинскими православными, которые не были в общении с Московским Патриархатом».
Похоже, этим и исчерпывается «дань вежливости» Экуменическому «патриархату», потому что в том же предложении словосочетание «Томос об автокефалии» выделено курсивом, что позволяет воспринимать его как «так называемый». Кроме того, говорится о признании этого «томоса» только теми верующими, которые пребывали вне «всего Православия». И ничего не сказано о том, что благодаря этому «томосу» они вошли в общение с мировым православием.
«Таким образом, проблема церковного единства Украины в настоящее время не полностью решена, в том числе и потому, что русские, составляющие большую часть населения Украины, имеют прямое отношение к Московскому Патриархату»,
– приходят к выводу румынские синодалы, переводя сугубо канонический вопрос в этническую плоскость и скатываясь к ереси этнофилетизма. Вместе с тем здесь возможна недоработка ОВЦС Московского патриархата, который так и не смог донести до священноначалия других поместных церквей сведения о том, что УПЦ (МП) формируется отнюдь не по этническому принципу.
Вместе с тем «Священный Синод Румынской Православной Церкви подтверждает свою позицию, выраженную в ходе его предыдущих рабочих заседаний 24 мая и 25 октября 2018 года». Как сообщал Фонд стратегической культуры, тогда румынский синод поддержал предложение Русской церкви о всеправославном обсуждении ситуации, сложившейся в связи с вторжением Экуменического «патриархата» на чужую каноническую территорию и не признал эту территорию принадлежащей Экуменическому «патриархату».
Повторно поддержала призыв Московского патриархата к всеправославному обсуждению ситуации Румынская церковь и теперь: «В случае неудачного двустороннего диалога необходимо созвать синаксис всех предстоятелей православных церквей для решения существующей проблемы».
Отдельно Румынский Патриархат «будет просить Экуменический патриархат прояснить проблему неканонических иерархов и клира на Западе, которые принадлежали к бывшему “Киевскому Патриархату”». Речь, очевидно, идёт о действующих в украинской диаспоре самосвятах, которые не торопятся подчиняться положениям устава «СЦУ» и «томоса», согласно которым они переходят в юрисдикцию Экуменического «патриархата». Упоминание об их неканоничности указывает на то, что они так же не признаны Румынской церковью, как и бывшие служители «Киевского патриархата» и УАПЦ, объединившиеся в СЦУ.
Кроме того, румынский синод выразил озабоченность возможной судьбой 127 преимущественно или полностью румынских приходов УПЦ (МП) в той части Буковины, которая принадлежит Украине. «Требуется всестороннее обсуждение вопроса с этими православными румынами, которые заинтересованы в сохранении своей этнической и языковой идентичности, – похоже, шантажирует Бухарест украинские власти в вопросе признания СЦУ. – В этом смысле необходимо получить письменные заверения от церковных и государственных органов Украины в том, что этническая и языковая идентичность этих румын будет уважаться и что эти румынские православные будут иметь возможность объединиться в румынский православный викариат и развивать духовные отношения с Румынским Патриархатом, чтобы получать поддержку в виде литургических и богословских книг на их родном языке». Отмечено также, что украинский православный викариат действует в Румынии с 1990 года.
Лишь «после завершения вышеупомянутых консультаций Священный синод выскажет свою официальную позицию о положении Православия в Украине», говорится в сообщении пресс-службы Румынской церкви.
Соб. корр. ФСК