В первые дни весны из стран Балтии последовал целый ряд ничем вроде бы не спровоцированных недружественных выпадов в адрес России.
В первую очередь принятие Европарламентом подготовленной евродепутатом от Латвии, бывшим министром иностранных дел Сандрой Калниете и поддержанной балтийской депутатской группой резолюции о политических отношениях ЕС и России. В документе отмечается, что, поскольку Россия «не соблюдает принципы сотрудничества», её нельзя больше считать стратегическим партнёром ЕС. Подчёркивается, что Евросоюз должен принять новые антироссийские санкции, включая адресные персональные запреты и ограничение доступа к финансам и технологиям. В резолюции также констатируется, что газопровод «Северный поток - 2» усиливает зависимость Евросоюза от поставок российского газа, угрожает внутреннему рынку ЕС и данный проект нужно остановить.
Сандра Калниете. Фото aif.ua
А президент Латвии Раймондс Вейонис в интервью немецкому Spiegel по какой-то замысловатой логике посчитал, что это Россия враждебна Европарламенту, а не он ей. По мнению Вейониса, «нет никаких сомнений» в том, что на предстоящих выборах в этот орган Кремль попытается укрепить в нём пророссийские силы и расколоть Европу. Отсутствие сомнений, как известно, в подтверждении не нуждается. Соответственно, всем европейским государствам нужно объединиться для «сдерживания агрессивной политики Москвы». В духе резолюции Европарламента Вейонис посчитал одним из проявлений такой агрессивности строительство газопровода «Северный поток - 2». Этнические русские в Латвии, оказывается, ни в чём не ущемляются и в большинстве лояльны правительству. Те же, кто проявляют недовольство своим положением, делают это из-за того, что «уязвимы перед попытками Москвы оказать влияние на Латвию». Многие, дескать, смотрят российское телевидение и подпадают под воздействие русской пропаганды. Словом, если не будет в стране телевидения и газет на русском языке, то и проблем с русскими в Латвии не будет.
Р. Вейонис. Фото: delfi.lv
В Эстонии замахиваются уже не на мелкие российские деревушки, а на целые города. На днях замглавы Консервативной народной партии Эстонии (EKRE – 17% голосов на последних парламентских выборах) Хенн Пыллуаас заявил, что Ивангород является предместьем Нарвы и Россия владеет им незаконно. Дескать, Россия должна отдать эту территорию Эстонии или заплатить за её пользование. Напомним, что Договор о российско-эстонской государственной границе 18 февраля 2014 года не ратифицирован Таллином до сих пор, а победа правонационалистических сил на выборах в парламент Эстонии 3 марта ещё больше подвешивает этот вопрос.
Хенн Пыллуаас. Фото delfi.ee
Департамент внешней разведки Эстонии в опубликованном 12 марта отчёте «Эстония в среде международной безопасности - 2019» утверждает, что единственная серьёзная угроза региональной безопасности, существованию и суверенитету Эстонии и других государств региона Балтийского моря идёт от России. «Силы российской армии готовятся к возможной войне на обширном фронте», – говорится в докладе.
Литва тоже не отстаёт. Президент Даля Грибаускайте повсеместно просит поддержать её и не допустить запуска в эксплуатацию Белорусской АЭС, которую строит «Росатом». Во время визита Грибаускайте в Финляндию, где уже действует российская АЭС и строится ещё одна, подобная БАЭС, это выглядело комично.
А лидер литовских правых Габриэлюс Ландсбергис призывает членов Европейской народной партии (ЕНП) срочно исключить из своих рядов партию венгерского президента Виктора Орбана ФИДЕС за то, что она «заигрывает с Кремлём».
Габриэлюс Ландсбергис. Фото ru.delfi.lt
И Ландсбергису есть на что надеяться. 12 марта с. г. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, согласившись с аргументами Вильнюса, постановил, что суды Литвы обоснованно признают геноцидом литовского народа действия советских войск против «лесных братьев» в послевоенный период. Тут всё перевернуто с ног на голову. Жертвами объявлены те, у кого руки залиты кровью сограждан, в том числе литовских евреев – литваков. ЕСПЧ не смутило даже то, что большинство «лесных братьев» в годы войны были пособниками гитлеровцев. Вильнюсу достаточно было лишь указать, что сотрудничество с фашистами некоторых вождей «лесных братьев», в частности командующего Адолфаса Раманаускаса (Ванагаса), документально не доказано.
Адолфас Ванагас (Ястреб) – икона современной Литвы: никого не напоминает?
Так с чем же всё-таки мы имеем дело в этих выпадах из стран Балтии – с «весенним наступлением» или «весенним обострением»? Ведь это не психические отклонения, а политический расчёт. Русофобия осталась единственным ликвидным товаром, который пользуется спросом и в США, и в Европе, это видно по постановлениям Европарламента и ЕСПЧ. Что имеют, тем и торгуют.
Однако товар-то эфемерный. И строить на основе предложения такого товара долгосрочную стратегию развития своих государств не просто близоруко, но и безответственно. Всё может перемениться. Устаревшие и затупившиеся инструменты больше не натачивают – их просто выбрасывают. Тех, кто заманивает к себе американские базы, как это делают Польша и страны Балтии, должно было бы отрезвить заявление президента США Трампа, собравшегося поднять плату за размещение американских войск на территориях союзников Америки в пять раз! Согласно формуле «цена +50», которую сам Трамп, по утверждению The Washington Post, назвал, страны-члены НАТО будут оплачивать полную стоимость размещения американских солдат на своей территории и добавлять к этому еще 50%. А прибалтов будут теперь не просто высылать вперёд как задиристых мальчишек перед дракой серьёзных бойцов, но и брать с них за это хорошие деньги.
Д. Трамп
Ну а если «старшие» так и не вступят в бой, что останется недорослям – махать кулаками всем на потеху или заползать обратно в свои песчаные дюны? И как тогда им жить, если в этих дюнах постепенно не останеся ни российских туристов, ни транзитных товаров, ни энергетических потоков? Трудно избавиться от ощущения, что из-за иррациональной неприязни ко всему русскому, искусно подогреваемой опытными дирижёрами, страны Балтии захватывают те же разрушительные тенденции, что и на Украине. Пусть на Балтике они протекают не с такими эмоциональными всплесками, как на берегах Днепра, но ведут они к тем же плачевным результатам.
Переставая быть мостом между Россией и Европой, Прибалтика в конечном счёте не будет востребована ни той ни другой.