Встреча в Москве Дмитрия Медведева, Алексея Миллера, Юрия Бойко и Виктора Медведчука

Москва посылает серьёзный политический сигнал

Кто для российской стороны является оптимальным партнёром в Киеве

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Встреча премьер-министра России Дмитрия Медведева с кандидатом в президенты Украины Юрием Бойко и Виктором Медведчуком, главной темой которой стали вопросы газового взаимодействия РФ и Украины, сразу попала в топы российских и украинских СМИ.

Отношения между Украиной и Россией «находятся в состоянии глубокого кризиса», и особенно актуальным является состояние дел в «сфере экономического взаимодействия», в том числе «газовая составляющая», объяснил Медведев причины встречи. По его словам, пока «никаких сигналов на эту тему» от действующей украинской власти в Кремле не получали, и экономические отношения Москвы с Киевом деградировали.

Бойко, в свою очередь, отметил важность для Украины возвращения её продукции на российский рынок, «утраченный за последние пять лет». Он заявил о необходимости заключить прямой контракт на поставку газа из России. Медведчук отметил, что из-за отсутствия такого контракта на Украине возросли тарифы на отопление и газ. После включения «Турецкого потока» и «Северного потока - 2» в декабре 2019 года украинская труба «будет фактически пустой».

По словам Миллера, «Газпром» готов провести переговоры на поставку российского газа напрямую на Украину. По его расчётам, цена по такому контракту для конечных потребителей может быть «где-то на четверть ниже нынешнего уровня». «Газпром» готов также продлить контракт на транзит газа через территорию Украины на основании действующего договора.

Состоявшееся в подмосковной резиденции российского премьера мероприятие не было «рабочей встречей» в обычном смысле этого слова – это серьезный политический сигнал, имеющий нескольких адресатов. И чтобы их обозначить, напомню, о чём писал Фонд стратегической культуры в сентябре прошлого года, комментируя требования Запада сохранить украинский транзит после вступления в строй газопровода «Северный поток - 2», плановые сроки которого совпадают с завершением срока действия транзитного контракта.

«Украинский транзит» – эвфемизм, выражение-протез; за этим выражением скрывается намерение Запада иметь гарантии того, что и после 2019 года Россия будет продолжать обеспечивать своим газом «антироссийскую» Украину. Ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского», «словацкого», а также «белорусского» газа, которым сейчас удовлетворяет свои потребности Украина. Покупать голубое топливо Украине приходится по «европейской цене», куда большей, чем была бы цена российского газа, если бы он закупался нормально – на границе между РФ и Украиной. Расплачиваются за переплату, естественно, жители Украины, простые потребители... То есть народ Украины принуждают оплачивать политику Запада по отрыву Украины от России!

Объём «транзита», на сохранении которого настаивает Запад, как раз примерно соответствует объёму импорта газа Украиной. То есть речь идёт о сохранении сложившейся схемы и одновременно сохранении «лица» киевской власти. Исчезновение потребности в украинском транзите делает Россию свободной в вопросах поставки газа для самой Украины. Получать российский газ «окольными путями» и дальше у Украины не получится. А других поставщиков у неё нет. Без продолжения физического поступления газа через российско-украинскую границу Украину ждет жесточайший энергетический кризис.

А значит, нужно садиться и договариваться. Я глубоко убеждён, что российское руководство не объявит эмбарго на поставки газа Украине и не «заломит» нереальную цену. Президент Путин, комментируя озабоченность западных партнёров, отметил, что никто не против продолжения «транзита», главное, чтобы это было экономически выгодно».

Собственно, заявления Дмитрия Медведева, сделанные 22 марта, и являются подтверждением того, о чём мы писали ранее, ибо их первым адресатом являются западные страны: Россия совершенно не отказывается от поставок газа на Украину, причём по более приемлемой, чем ныне «из Европы», цене. Однако по истечении срока действия текущего контракта российская сторона считает необходимым делать это напрямую, а не через мутные квазиреверсные схемы.

Больше поводов рассказывать басни про «газовую независимость от России» у украинского руководства не будет. Резонанс, вызванный беседой в Горках, выбил почву из-под заявлений Порошенко на этот счёт. Москва продемонстрировала, что готова разговаривать и договариваться с вменяемыми политиками в Киеве, более того – показала, кого считает таковыми. И это сильный сигнал. Очевидно, что 31 марта у Юрия Бойко нет реальных шансов на победу. Крайне проблематичен и его выход во второй тур президентских выборов. Однако на встрече в Москве чётко дано понять, что, если политическая сила Бойко – Медведчука станет составной частью новой структуры власти на Украине (после мартовских президентских выборов – осенние парламентские выборы), решение «газового уравнения» будет куда более простым.

Ведь если «немайданная» политическая сила войдёт в новую коалицию, это будет означать не только решение газового вопроса и восстановление взаимовыгодного сотрудничества с Россией в других областях, о чём говорилось в Горках, но и то, о чём там сочли нужным умолчать (в части, открытой для прессы), – достижение мирного урегулирования в Донбассе, прекращение тотальной «бандеризации» Украины.

А предвыборный эффект для Юрия Бойко от поездки в Москву очевиден – избиратель, выступающий за восстановление и развитие отношений с Россией, увидел, кто для российской стороны является оптимальным партнёром в Киеве, в ком она видит тех, с кем можно разговаривать и договариваться. Увидел и сделает свои выводы.

«Сейчас многие участники избирательного процесса рассказывают то, как  они цены на газ снизят в 4 раза, то как принесут мир на восток и много разных других сказок, – говорит  авторитетный киевский политолог Михаил Погребинский. – При этом та команда, которая поехала встречаться с Медведевым и Миллером, – единственная, которая формулирует конкретные инструменты достижения цели». И эти инструменты воспринимаются российской стороной. «Что же касается урегулирования кризиса, то, конечно, без руководства России, без того, чтобы напрямую вести с ним переговоры, это невозможно. Это как бы понимают все, но реальные возможности при этом есть у Медведчука с Бойко», – подчёркивает Погребинский.

Сигнал, посланный из Москвы, будет услышан многими избирателями на Украине. Судя по реакции соцсетей, это уже наблюдается. И чем более значимый результат Юрий Бойко получит на президентских выборах, тем сильнее будут позиции «Оппозиционной платформы» на выборах парламентских, тем более весомыми станут её притязания на достойное место в новой правящей коалиции, которая сформируется осенью по завершении всего избирательного цикла. И в этом главное значение сигнала, посланного из Москвы.