Примечательные события, которые произошли в последнее время в отношениях между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом, указывают не только на их возможное качественное обновление, но и на перспективу важных сдвигов в системе международных отношений в целом.
21-26 марта состоялся насыщенный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Италию, Монако и Францию, где он встретился с руководителями этих государств, а в Париже принял участие в так называемом Форуме по вопросам глобального управления, который организовали французская и китайская стороны. На форуме состоялись переговоры председателя КНР с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Как показали выступления на форуме, между КНР и ЕС идёт поиск новой стратегии отношений с учётом выросшего мирового влияния и экономического веса Китая. Неявным образом учитывается в этом поиске и рост влияния интервенционизма США в мировой политике.
В условиях укрепления протекционистских тенденций в мировой торговле КНР и ЕС заинтересованы в более широком выходе на рынки друг друга. В то же время у части европейских правящих кругов сохраняются опасение и недоверие в отношении стратегических целей Китая. И «дефицит доверия» в отношениях сторон стал одним из предметов обсуждения.
Пекин давно предлагает европейцам активнее присоединяться к «Поясу и пути», отмечая преимущества этого проекта для экономики ЕС. Китай ставит также вопрос о благоприятных условиях для китайских инвестиций в Европе – и это в контексте крепнущей в ЕС тенденции к их ограничению.
Страны-члены Евросоюза действительно заинтересованы в китайских капиталовложениях, но Брюссель и Берлин тщательно изучают возможные риски. Ангела Меркель предложила ускорить переговоры по общему инвестиционному соглашению ЕС – Китай и продолжить обсуждение участия Европы в инициативе «Пояс и путь». Со своей стороны ведущие страны ЕС выразили заинтересованность в большем открытии китайского товарного и финансового рынков. В таком открытии заинтересована и китайская сторона, подтверждением чему стал принятый на мартовской сессии ВСНП закон об иностранных инвестициях.
Китай и европейские участники форума, состоявшегося в Париже, поддержали принципы, основанные «на нормах международного порядка» и совместных действий в ООН.
По итогам европейского турне Си Цзиньпина уже ясно, что при отсутствии общеевропейского подхода к отношениям с КНР играть ведущую роль в сотрудничестве между Китаем и Евросоюзом в рамках «Пояса и пути» стремится Италия. Она стала первой участницей G7, подписавшей с китайцами соответствующий межправительственный меморандум.
На встрече председателя КНР Си Цзиньпина и президента Франции Эмманюэля Макрона стороны согласовали общие позиции по противодействию протекционизму в мировой торговле. Франция является одним из основных торговых партнёров КНР в ЕС. По данным Минторговли КНР, с января по ноябрь 2018 года прямые инвестиции Китая во Францию достигли $330 млн, что немного, но больше, чем за весь 2017 год, и рост ускоряется. А инвестиции Франции в КНР по состоянию на конец ноября 2018 года составили примерно $17,49 млрд.
Общим фоном визита Си Цзиньпина во Францию стал примечательный во многих отношениях аналитический доклад «ЕС – Китай: стратегический прогноз», который 12 марта опубликовала Комиссия по иностранным делам ЕС (ведомство Федерики Могерини). В документе обозначены контуры единого подхода всех участников Евросоюза к отношениям с Китаем.
У европейцев есть проблема восприятия Китая – соперник, конкурент, деловой партнёр? Некоторые европейские страны, например Германия, самостоятельно разрабатывают меры по ограничению китайской экономической активности. Первой попыткой выработать единый подход в данном вопросе стало одобрение Европарламентом в феврале общеевропейского механизма контроля над прямыми иностранными инвестициями. А в Европе пытаются просчитать как вызовы, так и выгоды от расширения экономического взаимодействия с Китаем. Поиск выгод просматривался в выступлениях европейских лидеров на встречах с Си Цзиньпином.
Доклад Комиссии по иностранным делам ЕС подтверждает, что между КНР и ЕС имеется «всеобъемлющее стратегическое партнёрство» и общие интересы. Однако одновременно Китай для ЕС – «конкурент» и «системный соперник», который пытается перехватить у развитых стран «технологическое лидерство» и продвигает «альтернативные модели управления». По оценкам доклада, конкуренция со стороны Китая лишена значения геополитического противоборства – этим подход ЕС существенно отличается от подхода США. И европейцы принципиально не ставят вопрос о «сдерживании» Китая, на чём настаивает администрация Трампа.
В качестве общих интересов КНР и ЕС во время европейского турне Си Цзиньпина стороны называли «многосторонность», поддержание «основанного на нормах международного порядка» и противодействие протекционизму (последнее тоже отличает европейский подход от подхода США).
Среди проблем европейско-китайских отношений в докладе комиссии Могерини повторяются американские претензии к Китаю: субсидирование экономики государством и «принудительная передача технологий». Отдельно ставится вопрос о сбалансированности торгово-экономических отношений ЕС с КНР, в частности в плане большей открытости рынка Китая для европейских товаров и инвестиций.
Активизация связей ЕС – КНР происходит одновременно с активизацией попыток США навязать Евросоюзу свою конфронтационную точку зрения на отношения с Китаем, добиться от Брюсселя присоединения к «сдерживанию» КНР. Демонстрацией этого курса стала опубликованная на сайте CNBC накануне европейского турне Си Цзиньпина статья Фредерика Кемпе – генерального директора Атлантического совета. Главная мысль статьи: ЕС и США должны объединиться для совместного противостояния экономико-технологической конкуренции КНР, не отвлекаясь на «второстепенные» трансатлантические разногласия.
Китайская сторона демонстрирует понимание озабоченности европейцев, но высказывает пожелание, чтобы ЕС, вырабатывая общую позицию в отношениях с КНР, учитывал свои интересы, а не интересы США. «Мы не желаем, – пишет китайская Global Times, – чтобы Евросоюз следовал указаниям США, чтобы Европа была слабой и разделённой. По этому вопросу у Китая с Европой – общий интерес».
Заглавное Фото: flickr.com