Предварительные данные выборов Президента Республики Казахстан

Выборы в Казахстане – расшатать страну не удалось

Мировая фабрика цветных революций оказалась не готова

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Одним из важнейших мировых событий 9 июня стали внеочередные президентские выборы в Казахстане, вызванные манёвром Нурсултана Назарбаева, самостоятельно прекратившего свои полномочия как президента и передавшего их Касым-Жомарту Токаеву.

На новых президентских выборах за «ханский трон» Ак-Орды боролись 7 человек: сам Токаев от партии «Нур-Отан», Жамбыл Ахметбеков от Коммунистической народной партии Казахстана, Дания Еспаева от партии «Ақ жол», Толеутай Рахимбеков от партии «Ауыл», Амиржан Косанов от общественного движения «Ұлт тағдыры» («Судьба нации»), Амангельды Таспихов от Федерации профсоюзов Казахстана и Садыбек Тугел от движения «Ұлы дала қырандары» («Великие степные орлы»). Дания Мадиевна Еспаева стала первой в истории республики женщиной - кандидатом в президенты.

Как все и ждали, никакого чуда не произошло. Экзитполы и партийные наблюдатели свидетельствуют, что, набрав более 70% голосов, победил Касым-Жомарт Токаев. Вторым стал Амиржан Косанов, журналист и политик, оппозиционер, участвовавший в «жанаозенских событиях» в декабре 2011 года.

Надо отдать должное оппозиционерам: их актив наблюдателей был превосходно натаскан, организован, мобилен и оперативно отслеживал ситуацию, фиксируя малейшие нарушения.

Иностранные наблюдатели уже отметили высокую открытость, организованность выборов и незначительное количество нарушений. А повод к попытке разжечь бунт дал вброс о «нелегитимности» выборов в принципе.

Мятеж по методичке

За последние почти два десятка лет в разных странах произошло столько удачных и неудачных контролируемых переворотов, что можно, не читая Джина Шарпа, вычислить их алгоритм.

Повод был выбран идеально. Протестовать «против внеочередных выборов» и бойкотировать их народ выводили на улицы через социальные сети. Однако выводили не за неделю, не за месяц (когда это имело бы хоть какой-то смысл), а в день голосования. И здесь обнажается другой смысл: привлечь внимание мировых СМИ. Отсюда и география «протестов». И главные события, где число протестующих доходило до двух тысяч человек, происходили в Северной и Южной столицах. В остальных городах, даже в традиционно мятежном Шымкете, где не было «глаз Запада», акции были ничтожно малы.

Точки сбора назначались в местах, где можно без труда блокировать транспортные артерии, или на площадях и в парках (в Нур-Султане – проспект Абая и площадь у дворца молодежи «Жастар»; в Алма-Ате – Старая площадь и сквер у Казахско-британского университета). Выбор точек сбора усложнял работу правоохранительных органов.

Следующий важный пункт – обязательное привлечение к «протесту» стариков и детей. Они лучше всего создают картинку «жестокой тирании». Последний раз такое было в Екатеринбурге, теперь в Алма-Ате и Нур-Султане. Фотографии мгновенно разбрасываются в Интернете.

Когда визуально количество митингующих и зевак становится большим, в дело вступают «точки внимания» (крикуны, провокаторы, инициаторы шумных обсуждений). Полиция реагирует на них, и, как только начинаются задержания, развёртывается собственно «акция». В полицию полетели камни. «Протестующие» навязывали полицейским мелкие стычки, несколько полицейских получили травмы. А Алма-Ате одного полицейского из оцепления оттеснили и начали избивать, но он, к счастью, вырвался.

Несмотря на попытки поднять вой о «чудовищном терроре», полиция не использовала спецсредств, не говоря о спецтехнике, хотя водомёты стояли наготове. Основную массу задержанных отпускали после выяснения личности. Всего по республике в день выборов было задержано более 700 человек.

Вообще, недовольных правлением клана Назарбаева в Казахстане хватает, но главный организатор и вдохновитель беспорядков – беглый банкир и руководитель партии «Демократический выбор Казахстана» Мухтар Аблязов. Его люди «качают» в социальных сетях, его люди (в том числе вернувшиеся из эмиграции и «покаявшиеся») организуют протесты и обеспечивают их информационную поддержку.

В день выборов в Фейсбуке Аблязов призвал из Франции, где он осел, смять малочисленную полицию: «Если бы на площади стояло хотя бы 10 человек, эта группа полицейских, даже если бы их было 1000, ничего не смогли бы сделать. В Астане живет 1 миллион человек. Достаточно собрать протестующих хотя бы 20 тысяч (это всего 2% населения Астаны!), полиция отойдет как минимум в сторону, а в реальности просто перейдет на сторону народа».

«Конечно, столь массированная обработка населения из-за рубежа не могла пройти бесследно, видимо, с этим связно, что какая-то часть населения откликнулась на эти призывы», – заявил первый заместитель министра внутренних дел Казахстана Марат Кожаев. Однако поднятый информационный шум оказался бурей в стакане. Член Атлантического совета Ричард Вейтц, приехавший наблюдать за выборами, заявил, что выборами он доволен. «Меня удивило, что у вас очень много наблюдателей зарубежных и местных. Особенно местных независимых наблюдателей. Когда я голосовал в Америке, никогда не видел наблюдателей, особенно иностранных. То, что процесс открыт, для них и для меня хороший знак».

И ещё одно наблюдение Вейтца: «Группа молодёжи недовольна, но всё-таки это не очень заметно для меня. Это больше видно в соцсетях и СМИ. В избирательных участках я их не видел».

Пока не получилось. Будут расшатывать дальше

Причин того, что бунт не удался, несколько. В первую очередь неготовность мировой фабрики цветных революций к событиям в Казахстане.

Фокус Назарбаева с его собственной добровольной отставкой вызвал у Госдепа замешательство. Посол США в Казахстане Уильям Мозер был вынужден заявить: «Наше правительство признало, что был хороший, стабильный и умеренный переход власти». Мол, для американцев важен мирный характер процесса, и у США «нет интересов манипулировать Казахстаном или контролировать его».

Назарбаев никому не оставил времени на подготовку. Потому и пришлось обращаться к потерявшему чутьё Аблязову, которого держат в Европе «про запас».

Ещё одна причина провала переворота – раскол оппозиции. К этому тоже приложил руку эмигрант Аблязов. Амиржан Косанов был уверен, что в выборах надо участвовать, надо контролировать их системой массового наблюдения, а Аблязов ратовал за бойкот, обвиняя Косанова в пособничестве «планам Ак Орды». В предатели попали также правозащитник Сергей Дуванов и общенациональная социал-демократическая партия с её лидером Ермуратом Бапи. Старая оппозиция в Казахстане выдохлась, а новой пока нет.

Однако «шатать» Казахстан будут. Это обязательно. Аблязов из Франции пишет: «Напугана вся политическая верхушка и окружение Назарбаева. А представляете, насколько напугана Дарига? Страх противника – это половина победы! Мы на пороге огромных перемен!»

В сетях зарождается новое молодёжное движение «Проснись, Казахстан!». Консолидируются националисты. К расшатыванию Казахстана подключается Госдеп. Время спектакля, не удавшегося 9 июня, переносится.

Заглавное фото: informburo.kz

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться