19 июня стало известно, что исполняющий обязанности главы оборонного ведомства США Патрик Шанахан не будет выдвигать свою кандидатуру для прохождения надлежащей процедуры утверждения. Новость стала известна, как это уже повелось, из "Твиттера" Дональда Трампа, который поблагодарил Шанахана за хорошую работу и заметил, что данное решение как-то связано с семейными делами. Сам Шанахан днем позже дал подробное интервью The Washington Post, где подробно изложил свои обстоятельства.
Стало известно, что в ноябре 2011 года его 17-летний сын Уильям жестоко избил мать, при этом сам Шанахан стал на сторону сына, утверждая, что это была самооборона, так как до этого около трёх часов мать третировала подростка. В результате сынок взял бейсбольную биту и нанёс маме несколько ударов по голове; женщину обнаружили в луже крови с пробитым черепом. Пассаж о «самообороне» сына стал темой широких дебатов, и Шанахану пришлось сказать, что он жалеет об этих своих словах.
Однако это ещё не все скелеты в шкафу. Проблемы в семье начались в 2010 г. По свидетельствам детей, первая начинала их мать, супруга Шанахана. Она стала набрасываться и на Патрика Шанахана, что привело к разводу.
Интересно в этой истории даже не личная трагедия высокооплачиваемого сотрудника аэровоздушной промышленности США, а то, что вся эта утечка в прессу произошла после того, как ФБР начала тщательно изучать обстоятельства указанных семейных драм: чтобы занимать пост главы Пентагона, нужно пройти соответствующую проверку. Видимо, риск проверки оказался слишком велик, и Шанахан предпочёл ретироваться в хорошо знакомую ему отрасль авиационного производства.
С 23 июня новым исполняющим обязанности главы Пентагона стал Марк Эспер, занимавший с ноября 2017 г. должность секретаря Армии США. Ему тоже хорошо известен военно-промышленный бизнес, до этого он был лоббистом компании Raytheon.
В целом у Эспера более подходящая биография для министра обороны. В 1986 г. он закончил West Point, учился в элитной школе армейских рейнджеров. Во время войны в Персидском заливе в 1990-91 гг. находился в 101-м авиадесантном подразделении, был награждён Бронзовой звездой. Затем ушёл в политику – занимал пост главы администрации Heritage Foundation, одного из крупнейших аналитических центров США. Параллельно на протяжении длительного времени работал в нескольких комитетах Сената США. Имеет опыт работы в Aerospace Industries Association, в Глобальном центре интеллектуальной собственности при Торговой палате США. Во время президентства Буша-младшего Эспер назначается на пост помощника замминистра обороны по вопросам переговорной политики. Затем снова возвращается в Сенат в качестве директора по вопросам национальной безопасности. Есть одна немаловажная черта – во всех структурах Сената Эспер работал исключительно в связке с республиканцами. Существует мнение, что с согласованием его кандидатуры в Сенате затягивать не будут и окончательное решение состоится через несколько недель.
Однако есть и другие версии насчёт того, кто займёт вакантное место в Пентагоне. Называют сенатора от Арканзаса, республиканца Тома Коттона, который поддерживает Трампа по всем военным вопросам. Рассматривается также как один из кандидатов секретарь ВМС США Ричард Спенсер. В качестве двух «тёмных лошадок» называют сенатора Линдси Грэхэма и министра энергетики, ветерана ВВС США Рика Перри. Упоминают также государственного секретаря Майка Помпео.
Впрочем, это, скорее, спекуляции. Нынешний и. о. министра обороны США Марк Эспер – вполне приемлемая фигура и для Трампа, и для военных профессионалов.
Издание Forbes напоминает, что в Raytheon Эспер занимал пост вице-президента по общественным связям и продвигал продажи оружия. А ныне с учётом так называемой Третьей стратегии возмещения есть повышенный интерес к «оружию будущего». Это то, чем непосредственно занимается Raytheon, – и миллионы бюджетных средств с помощью лоббиста Эспера могут быть переброшены именно сюда.
Если вспомнить, что после нанесения ударов ракетами «Томагавк» по Сирии в 2017 и 2018 гг. акции компании Raytheon поползли вверх, можно предположить, что подобные «хирургические» операции будут важны для американской военно-промышленной машины по крайней мере по трём причинам. Во-первых, на американских складах много устарелых боеприпасов, которые надо употребить. Во-вторых, нужно пополнить запасы. В-третьих, в Пентагоне и Белом доме думают о введении в строй самых перспективных видов оружия. Например, зенитной управляемой ракеты SM-6, которая начала поставляться на вооружение в США с 2013 г. Таких ракет пока всего 500 штук, тогда как устаревших «Томагавков», по разным подсчётам, от 4,5 до 7 тысяч. Или сверхзвуковых платформ, которые способны достигать скорости в пять махов. А также десятков видов более простого оружия для всех родов войск. Кстати, известная по поставкам на Украину противотанковая система «Джавелин» – тоже изделие Raytheon.
Политический климат в США также будет играть роль в ускорении перевооружения. Фактически началась новая предвыборная кампания, и Трампу важно продемонстрировать свою эффективность как Верховного главнокомандующего (за последние три года он больше показал себя как умелый очковтиратель). У Марка Эспера до момента его окончательного назначения на новую должность будут все властные полномочия, которые имеет министр обороны. Поэтому на принятии критически важных решений, например по Ирану, транзит в Пентагоне не отразится.
Фото: Defense News