О задержании иранцами в Ормузском проливе британского танкера Stena Impero

Бумеранг бьёт по Лондону

О задержании иранцами в Ормузском проливе британского танкера Stena Impero

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Экономические санкции против Сирии, которые президент США Джордж Буш-младший ввёл в 2004 году, никогда не имели мандата ООН и поддерживались только союзниками США по НАТО. Соответственно, другие государства, не присоединившиеся к этим санкциям, могли осуществлять с Сирией любые экономические операции. Это следует из международного права, но не из подхода англосаксов к международной политике. По их мнению, любое государство, нарушающее их односторонние санкции, должно подвергаться наказаниям. Исходя из этой логики, британские пограничники задержали 10 июля иранский танкер Grace1, следовавший с нефтью в Сирию. Танкер встал на якорь и будет находиться месяц в Гибралтаре, пока ведётся расследование. Дальнейшая судьба груза неизвестна. Тегеран назвал эту акцию «пиратством», но Лондон ответил, что «все сделано абсолютно в рамках закона».

Несложно было предположить, каким будет ответ Ирана. 19 июля иранские «стражи революции» задержали в Ормузском проливе британский танкер Stena Impero и поставили его на якорь в иранском порту Bandar Abbas. Правда, иранцы не стали оформлять свою акцию как «зеркальный ответ», а распространили в СМИ информацию о том, что британское судно нарушило правила навигации и столкнулось с иранским рыбацким судном. Начато расследование. На борту танкера находятся 23 человека команды. Владелец Stena Impero заявил о «нападении» на танкер, в котором приняли участие несколько катеров и вертолёт.

В Лондоне подняли шум, в Вашингтоне этот шум подхватили. Англосаксы грозят Ирану «тяжёлыми последствиями». Они собрали совещание кризисного комитета COBRA, который объявил ситуацию в районе Персидского залива «критической» и рекомендовал гражданским судам не заплывать в этот район. Изображая невинность, министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант заявил: «Мы остаемся глубоко озабоченными неприемлемыми действиями Ирана, который подвергает риску свободу международного мореплавания».

Лондон не побоялся пойти на обострение и в момент задержания танкера послал ему на выручку фрегат Montrose. Однако фрегат оказался далеко от места событий и не справился с задачей. Ситуация могла сложиться ещё хуже: подоспей британский фрегат вовремя, он столкнулся бы с четырьмя скоростными и хорошо вооружёнными катерами и вертолётом «стражей революции». Могли прозвучать первые выстрелы.

Иранцы одним задержанием британского танкера не удовлетворились. Чтобы показать, что они намерены твёрдо отстаивать свои интересы, они устроили демонстративную акцию с ещё одним британским танкером – Mesdar. Правда, это судно не конвоировали в иранский порт, а просто обыскали и отпустили. Однако и это показалось британцам оскорбительным. Случай с танкером Mesdar также стал предметом громких разбирательств.

К действиям по эскалации напряжённости подключилось Центральное командование Вооружённых сил США (CENTCOM), которое сообщило, что разрабатывает план международной военно-морской операции Sentinel (Часовой), призванной «повысить возможности контроля безопасности» в зоне Персидского залива и обеспечить свободу навигации на Ближнем Востоке. Для этого у США имеется 5-й флот со штаб-квартирой в Бахрейне.

Логика подсказывает, что в расчёте на помощь американского 5-го флота британцы и спровоцировали Иран на ответные меры. Упрёки Лондона в том, что Тегеран ведёт «опасную игру», могут вернуться обратно. Однако пока британская сторона не связывает начало и конец своих действий в логическую цепочку. Джереми Хант позвонил своему иранскому коллеге Джаваду Зарифу и заявил, что к Ирану будет применяться подход «око за око», а это предполагает арест иранского танкера, задержанного в Гибралтаре. Складывается впечатление, что о такой же участи британского танкера он не думает. Рудименты имперского мышления в Лондоне заслоняют перед британскими политиками вполне очевидную реальность: США не готовы вступить в большую войну с Ираном, а в малых манёврах в Ормузском проливе «стражи революции» имеют много преимуществ. Британские фрегаты за ними не угонятся.

Помимо этого неблагоприятного для Лондона обстоятельства, западные эксперты задаются вопросом, а стоило ли Лондону начинать такой спектакль, если он находился в группе европейских государств, выступавших против ликвидации «ядерной сделки» с Ираном? Ведь такая политика британцев приведёт именно к ликвидации соглашения.