Белорусская АЭС в Островце вызывает недовольство в соседней Литве.

Вильнюс предлагает Минску защиту Запада в обмен на остановку БелАЭС

«…Запугать планами России – вот ближайшая задача дипломатии по линии Вильнюс – Минск»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На Белорусскую атомную электростанцию (БелАЭС), которую при участии «Росатома» Минск строит неподалёку от районного центра Островец Гродненской области, в 50 километрах от столицы Литвы, в Вильнюсе всегда смотрели, как на «лишенный всякой экономической логики российский политический проект».

До 2017 года Даля Грибаускайте пугала стройкой собственных граждан. Акции протеста зелёных и других противников ядерной энергетики в костюмах зомби и мутантов у стен посольства Беларуси стали привычными. Представленная в парламенте Литвы партия «Союз Отечества – Христианские демократы» собрала 65 000 подписей с требованием остановить «строительство станции, которая представляет угрозу национальной безопасности». Опасность даже получила имя – «Nord Stream в квадрате».

Однако к весне 2017 года стало очевидно, что усилий одной Литвы для остановки строительства «ядерного монстра» недостаточно. И официальный Вильнюс принялся утверждать, что «небезопасная АЭС – угроза всему Европейскому союзу». Бывший министр обороны Раса Юкнявичене осенью 2017 года заявила: «Кремль уже развязал в Европе ядерную войну. Его атомная бомба – это БелАЭС, которая взлетит на воздух по команде из азиатской Москвы и уничтожит западную цивилизацию».

Белорусская сторона такие оценки категорически отрицает. Заместитель министра энергетики Михаил Михадюк в беседах с автором этой статьи и другими журналистами из Литвы многократно повторял, что «для континентальной страны, в которой нет иных источников энергии, АЭС – единственная реальная возможность обеспечить дешевым сырьем свое народное хозяйство. Одновременно это и шанс стать конкурентоспособным партнером на европейском рынке электроэнергии». Однако аргументы Минска в Вильнюсе не слышат, настаивая на том, что «станция небезопасная». Парламент Литвы даже принял специальный закон, запрещающий государству  и литовским хозяйственным субъектам приобретать электроэнергию с БелАЭС.

Теплилась надежда, что новый президент Литвы Гитанас Науседа на белорусский ядерный проект посмотрит иными глазами. Однако во взглядах литовской президентуры ничего не изменилось. 23 июля во время рабочего визита в Латвию Неуседа заявил на встрече с латвийским президентом Эгилсом Левитсом: «…БелАЭС – проблема не только для Литвы, но и для всей Европы. Мы констатируем: станция построена в неподходящем месте, геологически нестабильном и без консультаций с международными организациями. Этот ядерный объект не отвечает стандартам безопасности».

В абсолютной несерьёзности таких заявлений убедиться нетрудно. На Украине работают четыре построенных во времена СССР атомные электростанции с 15 энергоблоками. Запорожская АЭС с шестью блоками установленной мощностью 6000 MWt является крупнейшей в Европе. Все украинские ядерные реакторы ВВЭР – это реакторы дочернобыльского типа. Они, если исходить из литовских оценок, много хуже двух реакторов ВВЭР-1200 поколения 3+, которые «Росатом» устанавливает в 12 километрах от Островца. Однако у Вильнюса вопросов к состоянию дел в ядерной энергетике Украины никогда не было и нет, хотя киевские эксперты, в частности атомщик Владимир Волга, утверждают: «Страна беременна новым Чернобылем».

То есть имеющиеся у литовской стороны претензии (в меньшей степени к Минску, в большей – к Москве) – сугубо политические. Официальный Вильнюс этого и не слишком скрывает, усиленно вколачивая клин в отношения между Минском и Москвой. Даля Грибаускайте в мае 2019 года назвала Беларусь «российской губернией, в которой по капризу судьбы пока действуют не российские законы». А в 2017 году между Вильнюсом и Минском вспыхнул нешуточный конфликт, когда та же Грибаускайте в канун военных учений «Запад» заявила: «Само существование Белоруссии у границ Литвы представляет опасность нашей независимости». Министерства иностранных дел двух стран обменялись тогда нотами, были отозваны послы для консультаций, пресса шаг за шагом отслеживала разгоревшуюся словесную войну.

Александра Лукашенко в Литве называют (по старинке) «последним диктатором Европы», всячески взращивая белорусскую оппозицию. В Вильнюсе нашел пристанище изгнанный из Минска в 2004 году Европейский гуманитарный университет (ЕГУ), в котором, по словам чиновников МИД Литвы, «готовят руководящие кадры для будущей демократической Беларуси». В Литве обласканы белорусские зелёные и другие активисты, выступающие против «строительства и пуска в эксплуатацию атомной станции».

Литва напугана двусторонним оборонным сотрудничеством Минска и Москвы, их взаимодействием в форматах ОДКБ, ЕАЭС. Всё сводится к одному: литовские власти прогнозируют к 2024 году аннексию Белоруссии «агрессивной Россией, стремящейся удовлетворить имперские амбиции».

Тем не менее, новый президент Литвы говорит, что готов улучшать отношения с Беларусью, обещая при этом придерживаться прозападного курса и жёсткой позиции относительно БелАЭС.

Окружение Науседы уже вчерне имеет план на белорусском направлении. Во-первых, надо, чтобы США припугнули Белоруссию, а другим странам Европы напомнили о военно-политическом «зонтике», за который нужно платить – в том числе солидарностью с Литвой по вопросу БелАЭС. Например, Латвии американские дипломаты уже дали понять, как нужно себя вести. Очередь за Эстонией.

Во-вторых, когда таким вот образом будет «ослаблена рука Путина на горле Литвы», Гитанас Науседа как посредник сможет предложить Владимиру Макею и Александру Лукашенко «защиту Вашингтона и Брюсселя от антибелорусских планов Кремля». Мол, если Минск захочет уберечь суверенитет, ему не обойтись без поддержки ЕС и Белого дома. «Литовцы – лучшие друзья Беларуси, потому что беспокоятся о её свободе, о независимости, о ее территориальной целостности. Литва категорически против повторения сценария ДНР-ЛНР у своих границ… Если Беларусь пожелает такую помощь ради сохранения хотя бы имеющихся сегодня 30% суверенитета, она будет обязана учесть литовские интересы в вопросе БелАЭС», – рассуждает бывший посол Литвы в США Жигимантас Павилёнис.

И позволим себе ещё одну красноречивую цитату из поучений дипломата Павилёниса: «Говорить-говорить и говорить с Минском, убеждать-убеждать и убеждать от имени Литвы, региона, США, Еврокомиссии, Европарламента, Совета Европы, закрутить голову, запугать планами России – вот ближайшая задача дипломатии по линии Вильнюс – Минск. Напоминать Лукашенко, что перед каждым новым годом он отдает Москве 10% суверенитета. Подталкивать белорусское правительство покупать газ не у «Газпрома», а с СПГ-терминала в Клайпеде»…

От себя лично дипломаты в ранге посла такие сентенции не изрекают. План «нагибания Минска» чертят не в Вильнюсе, а в Вашингтоне. А новому президенту Литвы Гитанасу Науседе отведена в соответствии с планом роль бульдозера. Успех в такой роли станет для Науседы гарантией переизбрания на второй президентский срок. Крючок с наживкой закинут.

Статьи по теме