Несмотря на то, что Беларусь не словом, а делом поддерживает правящий киевский режим, активно сотрудничая с ним не только в экономической, но и в военно-технической сфере, политических дивидендов от этой поддержки белорусское руководство не получает, только сиюминутные выгоды. Однако, видимо, в Минске считают, что и это хлеб.
Киев же, вовсю использующий в военных целях в Донбассе белорусскую «продукцию двойного назначения», никакого пиетета ни к белорусам, ни лично к Лукашенко не испытывает. Более того, радикальные украинские националисты завязывают всё более тесные связи с белорусскими, оппозиционные белорусские СМИ работают в спайке с украинскими (в том числе не только против руководства РБ, но и против интересов государства Беларусь).
Что касается бывших представителей украинской власти, они не скупились на похвалы в адрес соседей, но, как правило, происходило это на белорусской земле. Например, во время прошлогоднего первого форума регионов Украины и Беларуси, где Порошенко называл Лукашенко «лучшим другом украинского народа» и заявлял, что доверяет ему на сто процентов. Правда, нельзя было не заметить, что бывший украинский президент лил елей в Гомеле, в Киеве же в это самое время приближённые ко двору эксперты не жалели для главы белорусского государства грязи – вылили не одно ведро на его голову.
«Лукашенко не только не друг украинского народа. Он даже белорусскому народу не очень большой друг», – неслось из украинской столицы. Речи эти тиражировали влиятельные оппозиционные белорусские СМИ. Не секрет ведь, что эти издания и телеканалы, имеющие аудиторию от 10 до 137 тысяч читателей и зрителей, привечают соседских журналистов и аналитиков, особенно если те щедры на негативные высказывания в адрес России, Союзного государства и Лукашенко. Добавьте к этому местных блогеров-грантоедов (их более сотни), которые размазывают информацию по соцсетям, обеспечивая моментальный эффект в полмиллиона просмотров, и вряд ли несовпадение тональностей Порошенко в Гомеле и экспертов в Киеве в отношении Лукашенко покажется случайностью. Так было задумано, так и воплотилось.
Пример посвежее: вмешательство украинской стороны в отношения Беларуси с Литвой по поводу строительства в Островце атомной станции. Казалось бы, журналистам и аналитикам страны, имеющей постоянные проблемы на своих АЭС из-за непрекращающихся экспериментов с топливными сборками Westinghouse (с тем, чтобы заменить российское топливо), логичнее точить перья на этих проблемах, но не тут-то было. Украинские СМИ активно включены вместе с белорусскими НКО, блогерами и прессой в импортный проект дискредитации строительства БелАЭС.
«Сейчас на стройке БелАЭС катастрофически не хватает рабочих рук. «Росатом» даже возит на стройку гастарбайтеров из оккупированных районов Украины. Например, всю систему главных циркуляционных трубопроводов 1-го и 2-го энергоблоков собирали «специалисты» из так называемых ДНР и ЛНР», – пишет, например, украинский сайт «Антикор».
Это тут же перепечатывает «Белорусский партизан» и тиражируют те самые блогеры, которых около сотни. Зачем потом удивляться активному обсуждению якобы возможной аварии на БелАЭС, если украинско-белорусская информационная спайка вбросила «новость» о том, что «Росатом» привлёк к строительству дешёвую рабочую силу из непризнанных Донецкой и Луганской республик и эта рабочая сила за копейку поедет хоть ямы рыть, хоть атомный реактор собирать.
А люди есть люди. В ядерной физике они не специалисты, на то и расчёт. Ничего удивительного в том, что «утка» украинских «уткомётов» занимает умы больше, чем выводы МАГАТЭ.
В том, что такая деятельность – не безобидная шутка, а провокация, направленная против белорусского (и российского) государства, сомнений нет. Однако на Украине не принято считаться даже с собственными интересами, не говоря уже о чужих. И военно-техническое сотрудничество Киева с Минском не рассматривается украинской верхушкой и её медийной обслугой как сдерживающий фактор. Иными словами, белорусские МАЗы не мешают украинской стороне создавать угрозы безопасности Беларуси. Страсти вокруг БелАЭС, разжигаемые с помощью Украины, – ярчайшее тому доказательство. И это ещё не вечер.
Из той же серии деятельность Павла Шаройко в Белоруссии в качестве корреспондента «Украинского радио». На самом деле этот «журналист» – кадровый сотрудник главного управления разведки Министерства обороны Украины. Звание – полковник. В РБ он успел выстроить агентурную сеть, поймали его с поличным. «Координацию его разведывательной деятельности осуществлял сотрудник главного управления разведки Министерства обороны Украины Скворцов И.В., действовавший под прикрытием должности советника посольства Украины в Беларуси», – сообщал тогда КГБ РБ. О деятельности Шаройко против белорусского государства был проинформирован украинский посол в Минске, но «с учётом характера двусторонних отношений достигнута договорённость данные факты не предавать огласке». Снова демонстрация хорошего отношения к партнёрам, которого на Украине не оценили: посол тут же заявил о «застенках КГБ»; Национальный союз журналистов Украины потребовал освободить Шаройко; члены украинского правительства и депутаты принялись делать в адрес белорусских властей странные заявления; оборонное ведомство Украины выступило с опровержением информации КГБ. Как сказал Александр Лукашенко, поднялся гвалт, украинская сторона нарушила договорённость о неразглашении, потому Минск принял решение передать СМИ ряд доказательств шпионской деятельности «корреспондента» Шаройко.
«Они подняли гвалт, все было выплеснуто в средства массовой информации. Что мне оставалось делать? Я отменил своё решение и сказал выложить кое-какие факты в СМИ, чтоб люди понимали, что мы не нагнетаем обстановку в отношениях с Украиной. И мы показали. Этот человек признался, где работал, как работал. Куча материалов дополнительно есть. Не знаю, зачем нужен был этот скандал. Но они нарушили нашу договорённость», – заявил Лукашенко.
В итоге Павла Шаройко за шпионаж в Беларуси приговорили к восьми годам лишения свободы, он отбывает наказание в Бобруйской колонии. Украинская же сторона поступила так, как она поступает всегда: после задержания сотрудниками КГБ Беларуси «корреспондента»-шпиона был арестован белорусский гражданин Юрий Политика. По подозрению в шпионаже. На украинской границе во время прохождения паспортного контроля. Вины своей он не признал, «признательные показания» из него выбивали в лесу. Теперь уже известно, что Юрия выманили на Украину «друзья», пообещавшие ему работу.
Генеральная прокуратура Беларуси назвала дело обвиняемого Украиной в шпионаже гражданина РБ политическим и заявила про «обоснованные сомнения в наличии признаков шпионажа в действиях задержанного». Ясно, что это зеркальное отражение дела Шаройко, да вот только украинский шпион – настоящий, а белорусский – просто «голова для обмена». Заметим, «Белорусский партизан», ссылаясь на некие «киевские источники», вздымал в прошлом году информационные волны, обещая скорый обмен «шпионами», как бы не сомневаясь в обвинении, предъявленном Украиной гражданину РБ. Однако никакого обмена не вышло: как заявил глава КГБ Беларуси, речь может идти только о помиловании Шаройко, «Политика шпионом не является, а потому обмен был бы неравноценным».
Из раза в раз соседка Беларуси Украина плюёт в протянутую ей с северо-запада руку. Минск терпит – ради экономических выгод.
61-я отдельная пехотная егерская бригада ВСУ тренируется воевать в белорусских болотах
А вот свежайшая провокация: в ленте Facebook 61-й отдельной пехотной егерской бригады ВСУ несколько дней назад появилось сообщение о большом скоплении войск РФ в зоне радиационного заражения после аварии на Чернобыльской АЭС. «О наличии указанной информации уже доведено до командования всех уровней. В случае подтверждения этой информации 61-я опебр готова за считаные часы приступить к обороне Украины на указанном участке границы и дать достойный отпор агрессору», – отрапортовала егерская бригада ВСУ, которая появилась весной этого года «с главной целью усиления обороны Украины на северной границе». То есть у границ Белоруссии. От кого предстоит «обороняться» тут же услужливо объяснили украинские СМИ: «Как известно, на севере Украина граничит с Беларусью, общая граница с которой составляет 1084 километра преимущественно лесной и болотистой местности. И хоть сама по себе Беларусь никаких угроз Украине не несет, однако она позволяет (добровольно или под давлением – неважно) российским войскам чувствовать себя на своей территории как дома».
И «главная цель» не заставила себя долго ждать: тут же в поле зрения 61-й оперб возник «агрессор» на территории Беларуси, с которым «за считаные часы» украинские военные выразили готовность повоевать.
Не случайно президент Беларуси отдал распоряжение об укреплении границы с Украиной. Поскольку украинские СМИ взахлёб рассказывают о том, что «основное боевое задание современного егерского полка – ведение разведывательно-диверсионной деятельности», белорусам стоит всерьёз опасаться диверсий и провокаций. И может так случиться, что экономические выгоды не перекроют той опасности, которую несёт в себе нынешняя Украина, где всё чаще слышны голоса политических безумцев.