Белорусская атомная электростанция, строящаяся недалеко от границы с Литвой, ещё не начала работать, а в Литве уже полностью готовы к тому, чтобы пережить «ядерную катастрофу».
В приграничные населённые пункты периодически приезжают «активисты», которые рассказывают, где можно будет спрятаться «в случае чего» и как себя вести. О том, что случай такой обязательно будет, похоже, в Вильнюсе не сомневаются, поэтому 5 сентября столичная мэрия проведёт учения по «гражданской обороне», как это называлось раньше.
В Вильнюсе уже пригласили всех желающих принять участие в учениях. Срочно идёт набор добровольцев, которые будут играть роль «эвакуированных жителей».
Легенда учений такова: на БелАЭС произошёл взрыв/авария и радиационное облако накрыло территорию в радиусе 50 километров от станции. В этом случае в «зону поражения» попадает и Вильнюс.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер назвал всю эту литовскую активность, направленную против БелАЭС, «плачем о потерянных возможностях». После закрытия своей собственной атомной станции, построенной силами Советского Союза, Литва превратилась из производителя энергии в потребителя, потеряв доходы. Однако закрытие Игналинской АЭС было условием при вступлении в Евросоюз – дешёвая электроэнергия Европе не нужна.
«И если бы Литва оставалась по крайней мере в экономическом плане в хороших отношениях с соседними государствами, такими как Россия и Беларусь, то вполне вероятно и экономическое положение Литвы было бы лучше, и оттока населения бы не было, и не было бы такого количества фобий», – считает Брутер.
А может быть, «ядерная катастрофа» видится Вильнюсу на каждом шагу не так просто и для этого есть вполне веские основания?
Литовские СМИ как-то сильно не освещали тот факт, что при демонтаже Игналинской АЭС, которая началась в 2010 году и по плану должна завершиться в 2038 году, уже зафиксировано десять нарушений. Государственная инспекция по безопасности атомной энергетики пришла к выводу, что было несколько выбросов радионуклидов в атмосферу, а рабочие получали облучение выше нормы.
Демонтаж литовской АЭС финансирует Евросоюз, Литва оплачивает лишь 14% расходов по демонтажным работам. Но не факт, что так будет продолжаться и дальше. Демонтаж продлится еще 19 лет (в лучшем случае), а в Брюсселе уже сегодня сомневаются, смогут ли и дальше оплачивать эти работы.
«Давайте будем реалистами, будет большая борьба за предстоящую семилетнюю финансовую перспективу. Выход Великобритании будет стоить ЕС почти 15 млрд евро ежегодно, важны также и прочие вещи. Мы, литовские политики, не будем опускать руки и попытаемся убедить в том, что являемся особым государством, у которого огромный объект, больше никто таких станций не закрывает и вряд ли в ближайшем будущем закроет», – заявил член Европарламента, бывший министр финансов Литвы Жигмантас Бальчитис.
Впрочем, призыв опоздал ровно на 10 лет – реалистами нужно было быть в 2009 году, закрывая станцию.
«Литве стоило бы в большей степени поучаствовать не только в финансовом отношении, но и взять обязательства относительно будущих работ по демонтажу станции» – так прямо и сказала член комитета по бюджетному контролю Европарламента Ингеборга Грессле на пресс-конференции в Вильнюсе в начале апреля.
Так что причин для истерик у Литвы предостаточно…
Соб. кор. ФСК