Министр обороны Грузии Леван Изория сообщил в конце прошлой недели, что в самые ближайшие дни будет подписан договор в военной сфере с Вашингтоном сроком на три года.
«Через несколько дней у нас будет возможность подписать договор о трёхлетнем сотрудничестве. В последующие годы с полковником Стефани Бегли и её командой мы в Грузии принципиально продолжим ту успешную политику, которую осуществляют США вместе с оборонным ведомством, что в первую очередь служит усилению наших оборонительных возможностей», – заявил Изория после переговоров с полковником Стефани Бегли – новым военным атташе США в Грузии.
Таким образом, договор будет подписан досрочно, ведь всего лишь в мае текущего года Изория рассказывал, что трёхлетнее рамочное соглашение между Грузией и Соединёнными Штатами будет подписано к концу года. Однако за океаном решили форсировать события.
О чём идёт речь в соглашении, никто точно не знает, поэтому военные эксперты могут лишь строить предположения, исходя из того, что ранее министр обороны заявил, что будет приветствовать размещение на территории Грузии американских военных баз.
Военные эксперты предполагают, что в Грузии могут быть созданы так называемые Пункты совместной безопасности или Cooperative Security Locations (CSL), на территории которых «будут располагаться запасы материально-технического обеспечения с минимальным количеством военного персонала США или без него». Или же речь идёт о так называемых базах с красивым названием «на лепестке лилии» (lily pad basing), которые дают возможность не просто присутствовать на территории конкретного государства, но при необходимости моментально развернуть опорные плацдармы как ударные, так и логистические.
Разговоры о размещении на территории Грузии американских военных баз ведутся не первый год. Нужно отметить, что президент страны Саломе Зурабишвили не так давно заявила, что размещение военной базы США на территории Грузии нецелесообразно.
«Не думаю, что это будет рекомендовано. Нам не нужно предпринимать шаги, которые могут быть расценены как провокации, и я не думаю, что США готовы к размещению здесь военной базы, которая, вероятно, вызовет реакцию как со стороны России, так и со стороны террористических движений, которые очень активны в этом регионе», – заявила президент Грузии в мае этого года в интервью изданию «Голос Америки».
Однако Пункты совместной безопасности официально – не военные базы, к тому же их можно назвать как угодно ещё.
Но, как ни назови, постоянное присутствие американских военных и техники вызовет дополнительное напряжение в этом и так достаточно взрывоопасном регионе.
Соб. корр. ФСК