Приближение апреля все больше пугает руководство Южной Кореи и ориентированные на экспорт корпорации этой страны. Страх введения таможенных пошлин на импорт южнокорейской продукции в США, обеспокоивший Сеул после победы Дональда Трампа на президентских выборах, в ближайшие дни может стать жестокой реальностью.
Всё потому, что Вашингтон является вторым торговым партнером Сеула, но пока не собирается делать для него исключений в политике наложения дополнительных пошлин на тех торговых партнеров, которые имеют позитивный баланс в торговле с США.
Экспорт Южной Кореи в 2024 году показал максимальный рост за всю историю страны (8,2%) и достиг 683,8 млрд. дол. США. Позитивное сальдо торгового баланса составило 52 млрд. долларов.
Можно сказать, что этот эффект достигнут исключительно за счет двусторонней торговли с США общим объемом в 200 млрд. долларов и разницей в 56 млрд. долларов в пользу Сеула. Причем львиную долю торгового профицита (более 40 млрд. долларов) обеспечил экспорт в США южнокорейских автомобилей.
Еще в феврале руководство Южной Кореи объявило, что предоставит малым и средним компаниям поддержку общей суммой более 250 миллиардов долл. США, а крупный южнокорейский бизнес отправил в США делегацию из представителей 20 крупнейших корпораций, чтобы договориться с американским лобби.
Тогда же в Вашингтоне прошла встреча министров торговли двух стран, на которой Сеул попросил об исключении из новых тарифных планов, однако американская сторона лишь указала на огромный дефицит в торговле с Южной Кореей.
В итоге Вашингтон с 12 марта ввел 25% дополнительную пошлину на импорт стали и алюминия из других стран, и, как сказал президента Трамп, «ни для кого никаких исключений не предусмотрено».
Однако наибольший удар по южнокорейскому экспорту в США нанесут дополнительные пошлины, введение которых ожидается с начала апреля. Изначально Трамп анонсировал, что 2 апреля станет «днем освобождения» США, пообещав ввести пошлины на отдельные категории товаров, включая автомобили и полупроводники.
На днях стало известно, что новые пошлины будут наложены не на отдельные товары, а на весь экспорт из стран, имеющих значительный торговый дисбаланс (в свою пользу) при торговле с США. Дополнительно будут учитываться такие факторы, как нетарифные барьеры, налоги, обменные курсы и различия в таможенных тарифах с другими торговыми партнерами.
Правительство Южной Кореи исходит из того, что новые американские пошлины неминуемо будут введены и анализирует возможные их последствия для ключевых товарных категорий своего экспорта, а также готовит возможные варианты мер их поддержки, вдобавок к уже объявленным.
Несколько дней назад в Вашингтоне снова состоялись переговоры на уровне министров торговли, на которых Сеул попросил учесть тесную взаимосвязь экономик и промышленных структур двух стран при определении взаимных тарифов. Минимизация тарифных ставок для южнокорейских товаров позволит обеспечить стране более выгодные условия по сравнению с другими странами.
Вот только американская сторона не дала никаких обещаний по тарифам («решение будет принимать Трамп») и предложила развивать двустороннее энергетическое сотрудничество (сжиженный природный газ, электросети, водород и малые модульные реакторы), с чем южнокорейская сторона была вынуждена согласиться.
Практически сразу после этого в Сеул прибыл губернатор штата Аляска Майк Данливи, который призвал компании Южной Кореи принять участие в международном газовом проекте общей стоимостью в 44 млрд. долларов. Речь идет о транспортировке природного газа из месторождений в северной части Аляски на южное побережье для последующего его сжижения и экспорта СПГ.
Реализация этого проекта позволит США нарастить экспорт газа в страны Восточной Азии (включая Южную Корею) и снизить огромный торговый дефицит в международной торговле. Сеул, со своей стороны, рассматривает расширение импорта американских энергоносителей и участие в газовом проекте на Аляске как один из вспомогательных факторов для торговых переговоров.
Сеул без особой радости воспринимает необходимость платить Вашингтону дополнительные таможенные пошлины и вкладываться в многочисленные инвестиционные проекты на десятки миллиардов долларов.
По словам и.о. президента Хан Док Су, торговая война, которую ведут США, наносит удары по всем странам мира. Он заявил, что самое главное в данный момент - защитить людей и национальные интересы, и пообещал приложить все усилия, чтобы преодолеть «тарифный шторм», инициированный администрацией Дональда Трампа.
После введения новых пошлин, по оценкам экспертов, экспорт автомобилей из Южной Кореи в США упадет сразу на 20%, что станет чувствительным ударом для автокорпораций. Наиболее пострадает компания Hyundai Motor, производящая автомобили Hyundai, Kia и Genesis.
В этой связи 24 марта Hyundai Motor объявил о новом плане инвестиций в США на общую сумму в 20 миллиардов долларов. Для снижения негативных последствий новых пошлин компания пообещала вложить дополнительные средства в строительство нового американского завода по производству автомобилей Hyundai, максимально нарастить объём производства автомобилей Kia в США, а также вложиться в американское сталелитейное производство.
Другие южнокорейские компании также объявили о планах масштабных инвестиций в США. Так, Samsung Electronics обязалась инвестировать более 37 млрд. долларов, а SK Hynix – почти 4 млрд. долларов в строительство предприятий по производству полупроводников на территории США.
Инвестиционный план разрабатывает и металлургическая компания POSCO, продукция которой (сталь и изделия из нее) уже попала под дополнительные американские пошлины.
Корпорация Hanwha Aerospace сообщила о дополнительной эмиссии акций на общую сумму в 2 млрд. долларов, четверть которой будет инвестирована в судостроительную промышленность США. А авиакомпания Korean Air объявила о крупных закупках самолётов производства Boeing и запасных двигателей к ним производства GE Aerospace.
Как и рассчитывал крупный южнокорейский бизнес, обещания десятков миллиардов инвестиций в американскую экономику заставили Белый дом задуматься о возможной диверсификации ставок новых пошлин или исключений из них.
В своем интервью 25 марта президент Трамп признал возможность гибкого подхода к введению новых пошлин: «Исключений будет не так уж много. Я не хочу, чтобы было слишком много исключений».
По его словам, «другие страны нас обворовывали последние 45 лет», поэтому «мы не могли это так оставить» и введение дополнительных пошлин давно «нужно было сделать».
Стоит отметить, что другие азиатские страны также принимают меры, которые могли бы помочь им уменьшить, а, может, и избежать дополнительных американских пошлин на свою продукцию. Так Вьетнам снизил свои пошлины на американские автомобили в 1,5-2 раза, а на американский СПГ – в 2,5 раза.
Удивительно, что только угроза Вашингтона ввести таможенные пошлины уже привела к многомиллиардному потоку инвестиций в экономику США и упрощению доступа американских товаров на рынки стран-партнеров.
Посмотрим, каким странам удастся избежать удара по своему экспорту в США, а каким – придется дорого заплатить за исключительную экономическую и политическую ориентацию на Вашингтон.
P.S. Согласно публикации The Korea Times от 28 марта, корпорация Hyundai Motor занята изучением возможностей возврата своих автомобилей на российский рынок. Завод корпорации по производству автомобилей в Санкт-Петербурге был продан в декабре 2023 года с условием, позволяющим выкупить его обратно в течение двух лет. Представитель Hyundai Motor заявил, что решение пока не принято, однако компания внимательно следит за развитием ситуации».
Судя по всему, падение экспорта автомобилей в США из-за повышения таможенных пошлин Сеул хочет компенсировать продажами на другие мировые рынки, включая Россию.