Выступая на форуме «Ялтинская стратегия» (в Киеве), Владимир Зеленский представил ряд проектов, которые, надо понимать, должны вытягивать безнадёжно буксующую украинскую экономику.
Итак, президент предлагает:
– ирригацию юга Украины, или превращение пустынных земель в плодородные;
– межуниверситетский IT-кластер в Харькове;
– центр кинопроизводства в Киеве;
– новый курорт на побережье Черного моря;
– новые горнолыжные курорты в Карпатах;
– парк развлечений для гостей из Центральной и Восточной Европы.
Что сказать об этих мечтаниях?
Для создания курорта на черноморском побережье обещано построить новый город, а для горнолыжников (по словам Зеленского) рассматриваются проекты в Славском и Боржави. И первое, что тут приходит на ум, – это Нью-Васюки, обещанные бессмертным героем советской литературы Остапом Бендером! Туда тоже «под личные гарантии» должны были съехаться гости со всего мира. А ведь ничем, что могло бы сделать Украину центром мирового туризма, поставив её в один ряд с Францией, Италией, Египтом, Турцией, страна не располагает. Пляжные курорты, как правило, успешно развиваются там, где морское побережье смыкается с горами, а у Украины теперь только равнинное побережье. И вряд ли даже при высоком уровне сервиса, который тоже президентским указом не введёшь, люди предпочтут Анталии и Хургаде Затоку или Скадовск.
По части продолжительности курортного сезона с Турцией, где сезон длится с апреля по ноябрь, Украине тоже не потягаться. А чем меньше продолжительность сезона, тем выше амортизационная составляющая в стоимости номеров. Не случайно на Черноморском побережье Турции курортный бизнес практически отсутствует, он весь сосредоточен на куда более тёплом Средиземноморье.
Что до «новых городов» на голом месте, то вспоминаются лишь три успешных проекта такого рода – Лас-Вегас, Сан-Сити в Южной Африке и Батуми. Во всех этих случаях успех обеспечило положение игрового «офшора» в среде, где азартные игры не приветствуются. Однако Батуми, ставший игровой столицей Турции и Ирана, не избавляет Грузию от нищеты.
Сомнительны и планы на Закарпатье. Горнолыжный Буковель, конечно, можно отнести к удачным проектам, но ориентирован он в основном на украинского жителя, и для украинского рынка его вполне хватает. Для привлечения европейского туриста нужен совсем другой уровень сервиса, инфраструктуры, логистики – удобные аэропорты поблизости, дороги и многое другое.
То же касается парка развлечений. Смешно думать, что это хоть как-то повлияет на экономику 35-миллионной страны.
Это же относится и к идее создать в Киеве международный центр кинопроизводства. Как можно понять из принятого новой Радой закона, власти хотят низкими ценами привлечь на украинские площадки мировых производителей кинопродукции, которые за экономию будут рассчитываться количеством упоминаний Украины в своих произведениях («формирование имиджа»). Однако вести себя так на рынке кинопродукции можно только за счёт государственных дотаций. Откуда они? А если и появятся, то пойдут не украинскому производителю, а западному – с сомнительным пиар-эффектом.
Ближе к жизни призыв вкладываться в ирригацию, только непонятно, где Зеленский нашёл на Украине пустынные земли. В Херсонской области есть Олешковские пески, которые местные гиды называют крупнейшей пустыней Европы, но это не из-за климата, а ввиду характера почвы. И бо̀льшая часть этой местности была засажена сосновым лесом ещё во времена Российской империи, а оставшаяся сохраняется как заповедник.
В советское время на юге Украины была создана мощная ирригационная сеть, позволившая значительно повысить урожайность земель, но их площадь ныне значительно сократилась – сельхозпроизводителям накладно оплачивать поставляемую воду. Видимо, разговоры об ирригации связаны с предстоящей распродажей земли, о последствиях чего мы писали, а также с использованием «освободившихся» после перекрытия подачи воды в Крым мощностей Северо-Крымского канала. Однако с будущего года подачу воды в Крым, скорее всего, придётся восстановить.
Впечатлил на форуме «Ялтинская стратегия» премьер Алексей Гончарук: «Нам необходимо попробовать построить и соединить водным путём, например, Балтийское и Чёрное моря. Это абсолютно реально. Есть 40 водных путей, о которых нужно договориться с Польшей и Белоруссией…»
Самое занятное, что это действительно реально. Речь идёт не о канале, типа Суэцкого, по которому проходили бы океанские лайнеры, а о внутренних водных путях для речного транспорта. Правда, их не 40, а один – международный водный путь Е40 (украинский премьер не понял положенных ему на стол материалов), существующий с XVIII века – Припятьский (Днепро-Бугский) канал, по которому из притока Днепра Припяти можно попасть в Западный Буг и далее через Вислу в Балтику. Сейчас он не используется для регулярного судоходства из-за состояния польского участка на реке Западный Буг. Польша заинтересована в его восстановлении, но хочет, чтобы «банкет» стоимостью 900 млн. евро на 90% оплатил Евросоюз. Проект вызывает возражения экологов, поэтому обсуждается и отдельный канал Брест – Варшава, который потянет уже на 2 млрд. евро.
Только чем и как может повлиять на всё это самостийная Украина? Тут вполне может повториться ситуация с нефтепроводом Одесса – Броды – Гданьск, наполовину построенным Украиной «в пику России» без гарантий заполнения трубы; Ющенко потом брал кредит в Германии на достройку нефтепровода по территории Польши. Может выйти, что и здесь вместо Евросоюза реконструкцию водного пути на польской территории придётся оплачивать Украине. Тратить свои деньги поляки не захотят; в странах с развитой наземной транспортной инфраструктурой речные перевозки в кризисе.
Отметился «свежими идеями» министр инфраструктуры Владислав Криклий, предложивший пускать туристов на маяки (?) и пообещавший поменять эскалаторы на одной из станций метро. При этом новый министр абсолютно не знает, что делать с катастрофическим износом парка подвижного состава на железной дороге; чем грозит предстоящее выведение из эксплуатации 80% энергоблоков украинских АЭС (это 50% вырабатываемой на Украине электроэнергии); как быть с состоянием автомобильных дорог, коммунальных сетей и многого-многого другого. Агент по продажам в Интернете только сейчас узнаёт, что реальная экономика, как и реальная жизнь, состоит не из одних IT-технологий…
И такое открытие предстоит сделать всем членам «команды Зе».