Подписание соглашения между Сербией и ЕАЭС

Сербам напомнили о «неправильном решении» Януковича

Можно ли сегодня «играть на противоречиях больших государств», как это делал Тито?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В конце октября на заседании Евразийского межправительственного совета было подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Республикой Сербия. Сербская сторона ожидает выхода на рынок со 183 миллионами потенциальных потребителей. К 2019 году Белград имел двухсторонние торговые соглашения с Россией, Белоруссией и Казахстаном, теперь подготовка аналогичных соглашений начнётся с Арменией и Киргизией.

Новые договорённости обеспечат сторонам беспошлинную торговлю широким ассортиментом производимых в Сербии и ЕАЭС товаров. Объём поставок по ряду позиций регулируется; в частности, сербская сторона получила право поставить на евразийский рынок 2 тыс. тонн сигарет, 90 тыс. литров виньяка, 400 тонн коровьего сыра, а также неограниченное количество сербской ракии, козьего и овечьего сыра.

«Каждая, страна Союза получит выгоду от появления новых возможностей для увеличения экспортных поставок в Сербию, – комментирует ситуацию министр торговли Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина. – Для Армении такой потенциал заложен в наращивании экспорта товаров традиционного экспортного интереса – крепкого алкоголя и сигарет, продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства. Для Кыргызстана – в поставках растительной и переработанной сельхозпродукции, например фасоли, орехов и меда. Для Беларуси мы видим перспективу в росте экспорта водки, фруктовых и горьких настоек, а также бальзамов и ликеров».

«После длительной изоляции Сербия слишком долго не проявляла активности и ждала, пока другие страны откроют двери для нее, – говорит подписавшая соглашение премьер-министр Сербии Анна Брнабич. – Теперь же мы стремимся работать со всеми, кто может помочь росту экономики и улучшению жизни граждан нашей страны… Несмотря на растущий в мире протекционизм, Сербия является пропагандистом и сторонником свободной торговли».

Последняя фраза сербского премьера явно адресована Брюсселю. «От Сербии ожидается, что она постепенно перейдет к соответствию общей внешней политике и политике безопасности ЕС,  – заявила пресс-секретарь Евросоюза по внешнеполитическим вопросам Майя Косьянчич. – В контексте переговоров о вступлении в ЕС Сербия обязалась отказаться от всех двусторонних соглашений о свободной торговле в день своего вступления. Отказ Сербии от торговых соглашений с третьими сторонами – это не новое условие, а общее правило, которое применяется ко всем странам-кандидатам, которые готовы вступить в ЕС…»

«Нельзя одновременно двигаться в нескольких направлениях! – отреагировал на подписание соглашения между Сербией и ЕАЭС Мирослав Лайчак, бывший Верховный представитель в БиГ, известный поддержкой боснийских мусульман. – Если вы серьезно ориентированы на Европу, то и принимайте решения, приближающие вас к ней. Однако это решение (соглашение с ЕАЭС. – А.Т.) таковым назвать никак нельзя!»

Американское агентство Bloomberg многозначительно напомнило, что в 2013 году перед Украиной также стоял выбор между Востоком и Западом (между ЕАЭС и Евросоюзом) и все знают, к чему привело «неправильное решение» Януковича.

После таких атак Ана Брнабич пустилась в оправдания, заявив, что «соглашение о свободной торговле с ЕАЭС соответствует европейской политике Сербии», что «это экономическое, а не политическое соглашение», из которого страна выйдет сразу после вступления в Евросоюз.

Тем временем Сербию втягивают в западный лагерь со всё большим напором. США форсируют процесс «примирения Белграда и Приштины» на принципах «неделимости границ Косово». Палата представителей Конгресса США приняла резолюцию в отношении очередных «сербских военных преступлений», требующую от Сербии найти и осудить правоохранителей, расстрелявших в концы 1990-х в Косово трёх американских граждан албанского происхождения, воевавших в составе сепаратистских банд.

Одновременно застопорилась интеграция Северной Македонии в Евросоюз, что в Сербии и Черногории восприняли как вполне определённый знак и для них.

«Мы должны сами заботиться о своем будущем, это единственно правильный подход», – говорит сербский президент Александр Вучич. И Сербия заботится: при участии «Росатома» планирует построить Центр ядерной науки, технологий и инноваций; РЖД и «Железнодорожная инфраструктура Сербии» ратифицировали соглашение о создании сербского Единого диспетчерского центра управления движением поездов, что станет частью совместного российско-сербского проекта обновления железнодорожной инфраструктуры Сербии. А после прошедших на территории Сербии совместных учений «Славянский щит – 2019» Белград решил закупить у России ЗРПК «Панцирь С». Сербские зенитчики прошли также обучение по управлению зенитно-ракетным комплексом С-400.

В своё время маршал Тито, руководивший Югославией на протяжении 35 лет (1945-1980),  говорил, что он не хочет присоединяться ни к западному (атлантическому), ни к восточному (социалистическому) блоку; он стремился укрепить международное положение Югославии, «играя на противоречиях больших государств». Насколько президент Сербии Александр Вучич готов походить в этом на Иосипа Броз Тито, неясно. Оттого, вероятно, политика Белграда выглядит сегодня двойственной – естественной и вынужденной одновременно.

Фото: rg.ru