Президент Франции Эммануэль Макрон признал, что блок НАТО под руководством США не способен защитить интересы Европы в век подъёма Китая и сложностей в отношениях Запада с Россией и Турцией.
«НАТО находится в состоянии, которое можно обозначить как «смерть мозга»… Мы должны пересмотреть деятельность НАТО в свете обязательств США… Если мы сейчас не очнёмся, в дальнейшей перспективе мы можем потерять геополитическую субъектность и уже не будем сами определять нашу судьбу», – заявил Макрон.
Французский руководитель выразил обеспокоенность зависимостью Европы от прихотей Вашингтона, когда американский президент «поворачивается к европейцам спиной» и «не разделяет европейскую идею». В качестве примера он привёл резкое решение Трампа вывести часть войск из северо-восточной Сирии и бросить на произвол судьбы своих курдских союзников. Это решение Вашингтон принял без консультаций с партнёрами по НАТО.
Макрон считает, что блок НАТО жив, пока Соединённые Штаты соглашаются быть его главным гарантом безопасности. Однако как долго США смогут пребывать в этой роли? Это опасная для Европы ситуация. Он призвал Европу позиционировать себя как стратегическую силу, независимую в военном плане от внешних сил.
На вопрос об эффективности ст. 5 статута НАТО, согласно которой нападение на одного из членов блока считается нападением на весь блок, Макрон ответил: «Не знаю, что ст. 5 будет значить завтра».
Госсекретарь США Майк Помпео попытался опровергнуть диагноз от Макрона, заявив, что НАТО остаётся самым значимым проектом международного стратегического партнёрства за всю историю.
Париж, однако, не разделяет деланного оптимизма американцев. Макрон указал, что из-за за геополитической монополии США Европа оказалась «на краю пропасти» и единственным средством спасения ситуации должен стать диалог с Россией вопреки санкциям и позиционирование Европы как самостоятельной стратегической силы.
Предварительными условиями для этого должны стать отказ от политики расширения Евросоюза / НАТО (Париж последовательно выступает против членства в ЕС бывших югославских республик) и курс на достижение военного суверенитета.
Соб. корр. ФСК