Вице-министр торговли и интеграции Казахстана Жанель Кушукова и замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Качка

О попытках Киева повредить торговым отношениям Казахстана и России

От «угольной войны» к «подшипниковому конфликту» и «войне удобрений»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Союзный России по ЕАЭС Казахстан имеет плотные торгово-экономические отношения с Украиной, власти которой придерживаются антироссийского курса во всех возможных областях, включая излишне не рекламируемые поставки вооружений. Партнёрские отношения с Москвой для Акорды помехой здесь не являются.

Взаимных украинско-казахстанских торговых интересов от высоких технологий до производства консервов хватает. Российская сторона этими отношениями не слишком довольна, но не до раздражения. Однако российское недовольство – фактор, который удовлетворяет Киев и используется для провоцирования разногласий внутри Евразийского экономического союза.

Так, весьма болезненным остаётся вопрос транзита. Несколько месяцев в Москве и Нур-Султане обсуждали проблему поставок казахстанского угля на Украину. Россия, как известно, ограничила поставки своего угля в самостийную державу, что снизило спрос российских предприятий в казахстанском угле и ограничило квоты его транзитных поставок Украине. В Министерстве интеграции и торговли Казахстана заявили, что в июле-сентябре они недопоставили украинским покупателям примерно 340 тысяч тонн угля. В Киеве стали открыто намекать, что они будут вынуждены отказываться от казахстанского товара.

В итоге в Нур-Султане заговорили даже о том, чтобы начать экспортировать уголь через Китай. В сентябре казахстанская металлургическая компания АО «АрселорМиттал Темиртау» обратилась в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) относительно введённых ограничений на транзит казахстанского угля на Украину через территорию России. Затем представитель Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» заявил, что Министерство экономики РФ не согласовывает объёмы транзитных поставок казахстанского угля на Украину, что обнаруживает в действиях России нарушение договора о Евразийском экономическом союзе. Тогда же аналогичные претензии России предъявили представители Белоруссии и Киргизии.

«Угольная тема» стала настолько напряжённой, что ей была посвящена встреча спикера сената Дариги Назрабаевой и премьер-министра России Дмитрия Медведева. Госпожа Назарбаева отметила: «Объективно других рынков сбыта для казахстанского угля нет. Европейское направление из-за падения цен и роста транспортных расходов практически остановилось. В таких условиях российские меры ставят наши угледобывающие предприятия на грань остановки».

Всё решили переговоры казахстанско-российской Межправительственной комиссии (МПК) в конце октября 2019 года. По словам министра финансов Казахстана Алихана Смаилова, председателя МПК со стороны Казахстана, стороны достигли устной договорённости об увеличении транзита угля через территорию РФ в направлении Украины.

Пресс-служба Министерства торговли и интеграции Казахстана сообщила, что по итогам переговоров с Россией республике удалось увеличить разрешённый объём перевозок угля на Украину. Если раньше он составлял 120 тыс. тонн в месяц, то теперь цифра увеличилась до 140 тыс. тонн. В Киеве с учётом начавшегося отопительного сезона такому результату, разумеется, обрадовались, но тут же и расстроились, ибо клин, вбитый украинскими дельцами между Москвой и Нур-Султаном, был оперативно удалён.

Не успели затихнуть «угольные страсти», как Киев поднял новую волну. Теперь в прицел киевских законников и технологов попали казахстанские подшипники и минеральные удобрения.

Подшипники, выпускаемые казахстанским АО «ЕПК Степногорск», давно поставлялись по тендеру и заказам «Укрзализницы». Среднегодовой импорт подшипников на Украину составляет 2,1 тысячи тонн. И вдруг Киев неожиданно затеял антидемпинговое расследование в отношении продукции АО «ЕПК Степногорск». «Под раздачу» попали также поставщики минеральных удобрений из Казахстана – ТОО «Казфосфат» и АО «КазАзот», поставляющие на украинский рынок в среднем 113 тысяч тонн удобрений в год.

5 ноября 2019 года вице-министр торговли и интеграции Казахстана Жанель Кушукова на встрече с украинской делегацией во главе с заместителем министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства – торговым представителем Украины Тарасом Качкой выразила обеспокоенность возможностью принятия Украиной защитных мер в отношении казахстанских предприятий. «Казахстанская сторона выражает обеспокоенность проводимым украинскими властями защитным расследованием. Рынок Украины является традиционным для казахстанских производителей подшипников и минеральных удобрений, и установление барьеров в отношении их поставок из Казахстана может серьезно ухудшить экономическое положение казахстанских производителей», – заявила Жанель Кушукова.

Украинская сторона дала понять, что киевские проверки – не что иное, как банальный ответ на антидемпинговые расследования, проводимые Евразийской экономической комиссией, и на торговые квоты, применяемые к украинской продукции странами ЕАЭС.

«Войну удобрений» с Россией Украина начала ещё в 2017 году, когда Киев ввёл квоты на импорт аммиачной селитры. Антидемпинговая пошлина на другие удобрения азотной группы (карбамид и карбамидно-аммиачную смесь) была поднята с 31,84% до 42,96%. Началась показушная борьба с контрабандой российских удобрений. Казахстанские удобрения попали на эту наковальню по обвинению в том, что под видом казахстанских удобрений на Украину попадают российские.

Дальше – больше. 30 октября по итогам консультаций в Нур-Султане (а также рабочей встречи Зеленского и Назарбаева в Токио) Тарас Качка указал, что Украина планирует принять антидемпинговые меры в отношении валков, оцинкованного металла и труб. А в целом он, по его словам, достиг с казахской стороной согласия по множеству вопросов, вплоть до обсуждения проблемы «восстановления полномасштабного транспортного сообщения». Как Качка собирается восстановить транспортное сообщение, не имея с Казахстаном границ, не указывается. Украинский министр заявил также о договорённости провести «как можно быстрее, уже в декабре, общую межправительственную комиссию», а в июне 2020 выступить совместно с Казахстаном на министерской конференции ВТО, которая состоится в Нур-Султане.

И странно, что через несколько дней после таких заявлений Киев вдруг идёт на «подшипниковый конфликт» и «войну удобрений», вызвавшие тревогу Акорды. Чем продиктованы действия Киева, сразу не поймёшь, учитывая, что под разбирательство попали предприятия и товары давно и стабильно поступающие на Украину.

Зная тактику украинских властей, можно предположить, что их «антидемпинговые расследования» были рефлексией Киева на договорённости России и Казахстана по углю и служили упреждающим манёвром перед встречей Токаева и Путина в Омске 7 ноября, где обсуждалась проблематика торговли и транзита.

Общественную реакцию казахстанцев на сообщения об украинской выходке предугадать было несложно. Комментаторы многих ресурсов предлагают вводить ответные меры против украинских продуктов (алкоголя, кондитерских изделий «Рошен», сахара). Прозвучали предложения временно заморозить контакты военно-промышленных комплексов. Деструктивная политика Киева в сфере торговли очевидна для многих, кто сознаёт значение российско-казахстанских связей. А чиновникам Акорды уже пора понимать, что украинские власти выступают на данном этапе не столько партнёром, сколько мелким пакостником, всё больше осваиваясь в этой роли.

Заглавное фото: Вице-министр торговли и интеграции Казахстана Жанель Кушукова и замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тарас Качка