Запорожский концерн «Мотор Сич» является старейшим предприятием авиационного двигателестроения на территории бывшего Советского Союза.
Его история берёт начало в 1907 году в городе Александровске Екатеринославской губернии Российской империи (в 1921 г. Александровск переименовали в Запорожье). За 112 лет существования это предприятие прошло путь от производства поршневых моторов до всемирно известных газотурбинных авиационных двигателей.
По-настоящему знаковым для запорожского моторостроительного завода и отечественного двигателестроения в целом стал 1930 год, когда опытно-конструкторский отдел завода № 29 (название предприятия в советское время) возглавил инженер Аркадий Назаров. С его именем связан переломный момент советской концепции производства авиадвигателей…
5 мая 1945 года приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР на заводе было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации прежних авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации под руководством будущего академика Александра Ивченко. И уже в 1946 году в ОКБ сконструировали первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, предназначенный для вертолётов.
К концу 1980-х годов, когда производственное объединение «Моторостроитель» (бывший завод № 29) возглавил Вячеслав Богуслаев, это был один из крупнейших авиадвигателестроительных заводов СССР, на нём работали более 35 тысяч человек. Предприятие выпускало ежегодно от четырёх до пяти тысяч двигателей 25 модификаций для 33 типов летательных аппаратов. Специализировались на разработке и производстве двигателей для гражданской, транспортной авиации и вертолётов. Запорожскими двигателями были оснащены такие самолёты, как Ил-18, Ил-38, Бе-12, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-32, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Як-40, L-39, К-8J, Як-42, Ан-72, Ан-74, Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя», Ан-140, Ан-74ТК-300, Ту-334, Бе-200, и вертолёты Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-50-2, Ка-52, Ми-8МТ, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-172, Ми-24, Ми-25, Ми-26, Ми-28, Ми-35.
Распад СССР оказался для предприятия, ставшего акционерным обществом, в целом менее болезненным, чем для большинства предприятий советского ВПК. Этому способствовали несколько факторов, в первую очередь личность генерального директора Вячеслава Богуслаева, а кроме того – конъюнктура: советские транспортные самолёты и вертолёты продолжали эксплуатироваться в разных концах мира. Кроме того, сохранила свои позиции российская промышленность по производству вертолётов. В ноябре 2011 года ПАО «Мотор Сич» и ОАО «Вертолёты России» подписали пятилетний контракт на 1,5 млрд долларов, согласно которому запорожская компания ежегодно поставляла в Россию до 270 двигателей для Ка-31, Ка-32, Ми-17, Ми-8 МТВ, Ми-24, Ми-28.
«Мотор Сич» разрабатывала новые образцы продукции, расширяла ассортиментный ряд, в том числе выходящий за рамки авиастроения. Это был один из немногих, если не единственный, пример крупного высокотехнологичного предприятия на Украине, которое успешно «вписалось в рынок».
Всё изменилось после майдана. Весной 2014 года правительство Украины запретило военно-техническое сотрудничество с Россией. Затем Порошенко ввёл в действие решение СНБО Украины «О применении персональных специальных и экономических и других ограничительных мер (санкций)». Поставки продукции «Мотор Сич» в Россию прекратились. Потеря российского рынка стала для «Мотор Сич» началом катастрофы. Предприятие вынуждено было перейти в режим выживания. На этом фоне повышенный интерес к нему стали проявлять в Китае. В 2017 году в Чунцине началось строительство предприятия по производству авиадвигателей с участием «Мотор Сич» и китайской компании «Тяньцзяо».
В августе 2019 года стало известно, что китайская Skyrizon уже сконцентрировала в своих руках 75% акций компании Вячеслава Богуслаева. Это очень не понравилось американцам. В том же августе в Киев прибыл Джон Болтон (тогда ещё советник президента США по национальной безопасности), чтобы обсудить с Зеленским судьбу «Мотор Сич»…
И началось. В конце сентября предприятие посетили поверенный в делах посольства США в Киеве Билл Тейлор и старший советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер. В конце октября на предприятии побывал основатель ЧВК Blackwater (Academi) Эрик Принс, которого называют «неофициальным советником» Трампа. По информации The Wall Street Journal, Принс вёл предварительные переговоры о покупке «Мотор Сич». Эксперты считают, что назначение в начале ноября внештатным советником Владимира Зеленского Эндрю Романа Мака, эмигранта из США, работающего юристом на Украине, также связано с попытками американцев завладеть «Мотор Сич».
За предприятие развернулась нешуточная борьба между Китаем и США, но для «Мотор Сич» – и для Украины – эти варианты «оба хуже».
Что касается Китая, то пару лет назад появилась информация о грандиозных планах некоей китайской компании профинансировать достройку уже двадцать лет стоящего в цеху объединения им. Антонова второго экземпляра «Мрии» с последующим развёртыванием их совместного производства в КНР. Первая китайская «Мрия» должна была встать на крыло уже через два года. Между тем 2019 год заканчивается, однако о развёртывании производства Ан-225 в Китае ничего не слышно. Да и на планере недостроенной «Мрии» в сборочном цеху «Антонова» конь не валялся. Зато в китайской прессе появились публикации, в котором этот проект характеризуется как ненужный Китаю. Стоило ли предметно интересоваться условиями покупки товара, вести на сей счёт переговоры и заключать рамочные соглашения, если ты толком не разобрался, нужно тебе это или нет? На китайцев это что-то не похоже.
Впрочем, под предлогом «предметного изучения» китайцы получили (или получат) всю интересовавшую их информацию по уникальным технологиям, необходимым для создания новых моделей тяжёлых транспортников, якобы чисто китайских, а потом… можно и выйти из проекта. Когда на таком предприятии, как «Мотор Сич», приходится думать, кому что продать, чтобы не умереть, так всё и получается. Что же касается якобы сопровождавших сделку инвестиционных обязательств китайской стороны – ну не смогли и всё. Какие претензии? К тому времени «партнёры» получат и вывезут с Украины всё, что им нужно, а полуразрушенных производственных помещений на Украине прибавится.
Что же касается американцев, тут всё ещё проще. Как пишет «Страна UA», «американцы решили любой ценой «отбить» «Мотор Сич» у китайцев». Это хорошо передаётся в названии статьи, опубликованной на сайте: «Купить, отжать или убить. Какие варианты готовят для "Мотор Сич" американцы и украинские власти». Причём отжать, говорится в статье, исключительно под уничтожение…
В заключение читатель, наверное, сам рассудит, что значили для Украины и Российской Федерации производственные кооперационные связи, наработанные десятилетиями и разорванные в результате совершённого в Киеве в феврале 2014 года государственного переворота.