Флаги государств - участников Нормандского формата

Что будут обсуждать в Париже 9 декабря?

«Опять за рыбу гроши»?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

15 ноября на новостных лентах появилось сообщение о том, что дата встречи в «нормандском формате» наконец согласована. Встреча запланирована на 9 декабря в Париже.

Практически одновременно произошло знаковое событие – Россия вернула Украине корабли, задержанные во время провокации в Керченском проливе, что косвенно указывает на положительные сдвиги в переговорном процессе. «Мы констатируем позитивную динамику по целому ряду направлений подготовки к нормандскому формату», – отметил Дмитрий Песков.

Основная причина, по которой Берлин и Париж стремятся к урегулированию украинского кризиса, состоит в том, что Европа страдает от происходящего в её отношениях с Россией (режим экономических санкций и контрсанкций) не меньше, чем Россия.

Картина складывается следующая.

Главный вопрос – закон об особом статусе Донбасса, действие нынешней редакции которого истекает 31 декабря. В сообщении пресс-службы Кремля о разговоре Владимира Путина с Эммануэлем Макроном 18 ноября указывалось: «Отмечена необходимость выполнения Киевом обязательств по политическим аспектам внутриукраинского урегулирования. Прежде всего речь идёт о вступлении в силу закона об особом статусе Донбасса». 

Напомним, что закон об особом статусе Донбасса (Про особливий порядок місцевого самоврядування в окремих районах Донецької та Луганської областей), принятый в сентябре 2014 года, впоследствии был продлён до 31 декабря 2019 года. 3 октября сего года Владимир Зеленский, выступая с видеообращением,  заявил: «Будет новый закон». Ясности насчёт того, что это могло бы означать в представлениях украинских политиков, нет. Продлевать действующий закон в Зе-команде отказываются. И пока ясности нет, перспективы встречи в Париже 9 декабря, как и сама целесообразность такой встречи, остаются туманными.

Российскую позицию  по данному вопросу ясно сформулировал президент В. Путин 20 декабря, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовёт!» и отвечая на вопрос, о ситуации в Донбассе: «Каковы перспективы развития наших межгосударственных отношений – это в значительной степени будет зависеть от украинской стороны. Мы видим, что там [на Украине] постоянно поднимаются вопросы, которые с точки зрения урегулирования на Донбассе мы считаем неприемлемыми и контрпродуктивными. Например, сейчас звучат всё чаще и чаще тезисы о том, что Минские соглашения должны быть пересмотрены, – первое. Второе, что принятый Радой… закон об особом статусе Донбасса должен быть заменён каким-то другим... Мы как должны оценивать такие заявления? Для меня непонятно… Предыдущий [закон] был согласован с Донбассом. Никакие другие законы, не согласованные с ЛНР и ДНР, работать не будут, они заведут ситуацию только в тупик» (выделено нами. – Ред.)

Итак, на сегодняшний день вопрос, с чем  поедет в Париж Владимир Зеленский, открыт. В Киеве не раз заявляли, что все «уступки» (подписание формулы Штайнмайера и т. п.) нужны украинской стороне лишь для того, чтобы состоялась сама встреча «нормандской четвёрки». В Москве смотрят на это иначе: встреча ради встречи не нужна.

Что означают рассуждения представителей украинской власти о «красных линиях», о том, что Киеву нужен не компромисс (а что тогда? фактическая капитуляция республик Донбасса?), в противном же случае Украина перейдет к некому «плану Б»? К чему разговоры (буквально за сутки до того, как стала известна дата встречи в Париже) о том, что  Украина готова выйти из минских договорённостей, что «альтернативой» им может стать некая «миротворческая миссия» (В. Пристайко)?

Попытка «перелицевать» Минские соглашения будет украинской стороной предпринята, это признал и Зеленский. Говоря о том, какие вопросы он намерен обсудить в Париже, он назвал стремление добиться не «фейкового», а настоящего прекращения огня (а кто против? разве не украинская сторона срывала все предыдущие перемирия и до последней возможности саботировала разведение сил на пилотных участках?).

Вопрос в том, что дальше после «настоящего прекращения огня». «Опять за рыбу гроши», как говорят на Украине, – «контроль над границей, передача Украине контроля над границей с Россией», возможность проведения местных выборов «уже не на оккупированной территории Донбасса, а на этой территории как на территории Украины»?

Так что всё-таки будут обсуждать в Париже на встрече «нормандской четвёрки» 9 декабря, если эта запланированная встреча состоится? Повторим ещё раз: никакие новые законы об «особом статусе»  Донбасса, не согласованные с ЛНР и ДНР, работать не будут, они заведут ситуацию в тупик.