В Литве белорусов не уважают. Себя литовцы считают частью западной цивилизации, а соседей – примитивным, недотёпистым племенем восточных славян. В очередной раз панское высокомерие проявилось в ходе торжественно-траурных мероприятий по случаю годовщины событий 13 января 1991 года.
К этим событиям в Литве официально приклеен ярлык «вооружённой агрессии Советского Союза против независимого Литовского государства». Местная литовская пресса с надрывом повторяет: «В ночь на 13 января отряды Советской армии штурмовали Вильнюсскую телебашню. Во время этих событий погибли 14 мирных жителей, ещё 800 получили разные ранения». Выступая с трибуны парламента на собрании «защитников свободы», Витаутас Ландсбергис заявил: «Беларусь сделала нам гадость». По его словам, январь 1991-го дал надежду на то, что «сталинская империя зла со столицей в Кремле рухнет», но этого не произошло, а сейчас реваншистские силы в России пытаются воссоздать империю зла. «Надо знать, какой у нас сосед на востоке. Двуглавое и двухвостое российско-белорусское союзное государство в любой момент может быть запущено, как плоскогубцы, давить нас. Кажется, нет в мире другой страны, которая после советской агрессии [13 января] сделала бы Литве такую гадость, как Беларусь [своей атомной электростанцией] в Островце».
Белорусофоб Витаутас Ландсбергис. Фото lietsajudis.lt
Политики высказываются иначе. Они, например спикер парламента Викторас Пранцкетис, советуют дать Минску в порядке приглашения к диалогу «чуть больше экономического сотрудничества и чуть меньше санкций». Или твердят: «Белорусы не должны быть допущены к европейскому столу, поскольку всегда были и остаются холопами. В средние века – польско-литовскими, сегодня – российскими».
Корни пренебрежительного отношения к белорусским соседям, распространённого в Литве, уходят во времена Великого княжества Литовского. Проректор военной академии Валдас Ракутис учит, что белорусы были поголовно простолюдинами-хлебопашцами, а нынче крадут политическое и военное наследство ВКЛ, пересаживают на свою почву литовских князей да рассуждают о своей исключительной роли в управлении мощным по тем временам государством.
Памятник князю Гедимину в Лиде. Фото bizlida.by
Гора князя Миндовга в столице ВКЛ Новогрудке. Фото: turbina.ru
Правда, Пётр Петровский из Института философии НАН Беларуси поворачивает дискуссию в другую сторону: «В ВКЛ главенствовали славянские традиции, официальным был старобелорусский язык, а великие князья и знать – люди с белорусскими корнями, исповедовавшие православие». Литва, по Петровскому, присвоила себе чужую историю и историческое название «Литва», хотя, на самом деле, имеет с этим названием мало общего.
Белорусские националисты: Вильно - наше! Фото smi2.ru
Литовские историки, естественно, противятся такой трактовке событий, но в ответ слышат отповеди, откуда не ждут. Даже обласканные официальным Вильнюсом белорусские националисты не так лояльны Литве, как она хотела бы. Бывший литовский министр иностранных дел (2010-2012) Аудронюс Ажубалис не раз отмечал, что белорусские националисты с красно-бело-красными флагами отличаются не только антироссийскими настроениями, но и угрожают суверенитету Литвы: «Они считают литовскую столицу Вильнюс частью Белоруссии». В белорусских группах в социальных сетях (например, в сообществе «Литвины»), а также на сборищах белорусских радикалов постоянно звучат территориальные претензии в адрес Литовской Республики.
Так что, когда в Вильнюсе заходит разговор о белорусах, отрицательные и положительные характеристики соотносятся примерно как 90 : 10.
Имантас Мелянас, советник министра культуры Литвы. Фото delfi.lt
Надеется на скорые перемены в Белоруссии бывший координатор движения «Саюдис» по вопросам национальных меньшинств, советник министра культуры Литвы по этнополитике, офицер департамента государственной безопасности Имантас Мелянас: «…за прошедшую четверть века гражданское общество Беларуси эволюционировало. Народилось и выросло целое поколение, представители которого жили только в независимом государстве, которые пользуются интернетом и другими средствами коммуникации и которые неоднократно бывали в разных странах Европы… Поколение их родителей, которым сейчас около 50 и которые состоялись как личности тоже в условиях независимого белорусского государства, – они ведь тоже не на Луне живут. Да, зловоние российской (и пророссийской белорусской) пропаганды сильно отравляет сознание людей, но она уже давно перестала быть безальтернативной. В этом смысле позитивные подвижки более чем заметны».
Однако такие рассуждения – это на публику. В частных разговорах Имантас Мелянас выражается без околичностей: «Белорусский пахан» (это о президенте соседнего государства, которое представляется литовскому деятелю «враждебной ордой»); «немытое быдло, неандертальское полчище» – это о белорусах как народе. И тот же Мелянас: «Основная задача Литвы и Польши сегодня – сделать так, чтобы белорусы опять прислуживали нашим народам, как это было на протяжении многих веков».
Белорусским руководителям стоило бы иметь в виду, что кроется за улыбками, которыми официальный Вильнюс сопровождает обращённые к Минску предложения диалога. В Литве белорусов не уважают…
Фото: valstietis.lt