В середине марта украинские СМИ приподняли гриф секретности с информации о турецких беспилотниках Bayraktar TB2 («Знаменосец»), которые начали учебные полёты на базе в Староконстантинове.
На Украине этого ждали год после того, как в марте 2019 года было объявлено о контракте на покупку для нужд ВСУ 6 ударных БПЛА и 200 ракет к ним. Порошенко тогда заявлял: «Эти беспилотники… вооружены и могут быть довооружены высокоточным, высокотехнологичным ракетным вооружением для уничтожения бронетехники, инженерных и фортификационных сооружений. Могут быть использованы и для уничтожения морских целей».
Турчинов и обновка
Тогдашний глава СНБОУ Турчинов лично засвидетельствовал наличие БПЛА в ВСУ, а турецкие операторы продемонстрировали нанесение эффективного ракетного удара на Житомирском полигоне.
К осени 2019 года украинские военные, большей частью выпускники Харьковского национального университета воздушных сил и сержантского колледжа при нём, закончили в турецком Кишане курсы по эксплуатации Bayraktar и стали ждать практического применения беспилотников по позициям ополчения и посёлкам Донбасса.
Турки обучают «лучшую армию Европы»
Созданную в Староконстантинове спецчасть 383-го полка дистанционно-управляемых летательных аппаратов ВСУ (бывшая база истребительного полка) стали приводить в порядок. Эскадрилью БПЛА запаковали в ангары, стали готовить казармы, строить боксы для автотехники и станций наведения, учебные классы.
Машины управления комплексами в Староконстантинове
Ожидалось, что первые полёты и отработка боевой слаженности начнутся в декабре, но тема буксовала. За укрепление военно-технического сотрудничества с Турцией, в основе которого были закупки в Турции радиостанций, боевых БЛА и поставки украинских двигателей для производства турецкого БЛА «Акынджи», взялись уже люди Зеленского. Производящая радиостанции и электронные системы турецкая компания ASELSAN открыла производство на Украине, а Bayraktar – свой филиал в Киеве. После визита Эрдогана в Киев Анкара обещала на нужды ВСУ 50 миллионов долларов финансовой помощи.
После США и Израиля Турция занимает третье в мире место по производству БПЛА. Турки самостоятельно разработали и поставили на вооружение два ударных комплекса – полутонный Bayraktar TB2 и более тяжёлый Anka. Bayraktar отличает большая длительность нахождения в воздухе (почти сутки). Эти модели охотно покупают многие страны, в том числе и Украина.
Вряд ли случайно информация о первых полётах украинских «байрактаров» совпала с информационной волной о «блицкриге» турецких беспилотников в Сирии. Теперь Bayraktar ТВ2, которые в украинских СМИ получили прозвание «муха Эрдогана», преподносятся в Киеве как «оружие возмездия» Москве. Новые самолёты способны изменять ход войны!», «Последние бои в Сирии доказали чрезвычайную эффективность беспилотников в борьбе с достижениями российского оборонпрома», «Байрактар» –кошмар для Путина и Асада!» – такими заголовками украсилась в марте украинская военная аналитика. А кто-то сразу заторопил начать применение «байрактаров» в Донбассе.
При этом киевская пропаганда разгоняла лишь турецкую версию боёв в Идлибе, где, по сообщениям Анкары, БПЛА якобы уничтожили 6 российских комплексов «Панцирь». Однако обратим внимание на три следующие фактора. Во-первых, «байрактар-атака» Эрдогана дала лишь кратковременный тактический успех, беспилотники не выиграют войну. Во-вторых, информационный шум от налётов (вброс зрелищных турецких видеороликов) преобладал над военным успехом; турки не демонстрировали ролики сбитых Bayraktar ТВ2 и Anka-S, неохотно признавали их потери, а сирийцы сбивали турецкие дроны и своими силами. В-третьих, каждый «байрактар», тем более «анка», стоит приличных денег. Выдержит ли такое украинский налогоплательщик?
Украинская эскадрилья Bayraktar TB2 383-го полка дистанционно-управляемых летательных аппаратов ВСУ
В отношении призывов «устроить Идлиб на Донбассе» все три фактора имеют значение. Опыт применения беспилотников в зоне украинско-донбасского конфликта большой. Обломки сбитых дронов противника систематически демонстрируют обе стороны. «Байрактар» имеет преимущества в автономном полёте и бомбовой нагрузке, но его размеры превращают его в хорошую цель.
Если в ВСУ считают, что шесть имеющихся на вооружении «байрактаров» смогут переломить ход ООС или хотя бы «вернуть» Горловку, то это зря. У Киева плохо с боевой памятью, поэтому напомним, во что обошлось украинским ВВС их участие в истреблении сограждан. Три месяца «ответки» – и в сентябре 2014 года полёты в зоне АТО прекратились; численность украинского авиапарка сократилась, и с тех пор он не восстановлен. С применением турецких БПЛА в Донбассе может произойти то же самое.
И ещё. Эрдоган применил массовую атаку. Шесть украинских «байрактаров» – это не масса, это штучный дорогостоящий материал. Цена второй партии из трёх БЛА Bayraktar TB2 для Украины составила 74,027 млн. долларов. И здесь уместно вспомнить, что председатель Счётной палаты Валерий Пацкан, комментируя выполнение бюджета на 2020 год по итогам января-февраля, подчеркнул, что до сих пор не проведены расходы на 3,5 млрд. грн. (24,8% плана) на обеспечение деятельности ВСУ, закупку и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования. Отсутствие средств затормозило и куда более важную, чем беспилотники, программу создания «украинского ракетного возмездия имени Турчинова» в виде хвалёных систем «Нептун» и «Ольха».
Так что о боевом применении «байрактаров» Киеву ещё придётся хорошенько думать, ведь в итоге такого применения денег может не остаться даже на кино о БПЛА.