Каждый день из США поступают сообщения о новых антирекордах экономики, которая продолжает погружаться в пучину кризиса. Последняя сенсация произошла 5 мая, когда государственный долг США пересёк планку в 25 триллионов долларов и составил 25.057.924.023.406 долларов и 80 центов. В первый день правления Дональда Трампа (20.01.2017) размер долга федерального правительства США равнялся 19.947.304.555.212 долларов 49 центов. Таким образом, за три года и три с половиной месяца государственный долг вырос на 5,1 триллиона долларов.
Во время своей предвыборной кампании Трамп говорил правильные слова об угрожающих масштабах государственного долга и обещал принять все меры к его сокращению. Даже обещал, что, придя в Белый дом, он рассмотрит вопрос о реструктуризации суверенного долга страны. Эта мысль многими была воспринята как крамольная, ибо бросала тень на авторитет Америки как надёжного должника. Мол, обсуждать тему реструктуризации долга следует лишь таким странам, как Аргентина, Украина или Греция, но никак не Соединённым Штатам.
Америка после революции 1776 года более двух столетий шла к планке суверенного долга в 1 триллион долларов и преодолела эту планку 22 октября 1981 года при президенте Рейгане. До этого были разные времена. Например, заметный след в истории страны оставил седьмой американский президент Эндрю Джексон (1829-1837). Во-первых, он ликвидировал тогдашний американский Центробанк, называвшийся Вторым банком Соединённых Штатов. Во-вторых, полностью ликвидировал государственный долг страны. Однако это счастливое для Америки время было непродолжительным. Государственный долг стал расти в годы гражданской войны 1861-1865 гг. Президент Авраам Линкольн тоже пытался бороться с государственным долгом, он организовал выпуск казначейских билетов, которые должны были заменить банкноты – деньги, выпускаемые банками. Однако банкиры восприняли это в штыки, и Авраам Линкольн был убит.
Государственный долг США резко взлетал вверх в годы Первой и Второй мировых войн. В 1910 году он составлял 2,7 млрд. долл., в 1920 году достиг величины 89,0 млрд. долл. (рост в 33 раза). А относительный уровень долга за это десятилетие вырос с 8,0 до 29,2% ВВП. Возьмём отрезок времени 1940-1950 гг. За это время государственный долг вырос с 50,7 до 256,0 млрд. долл. (в пять раз), а его относительный уровень – с 52,4 до 94,0% ВВП. Рекордный относительный уровень государственного долга был зафиксирован в 1946 году – 121,2% ВВП.
Важным событием, ускорившим рост государственного долга США, стала ликвидация в 1970-е годы золотодолларового стандарта. С печатного станка Федерального резерва был снят золотой тормоз (привязка денежной эмиссии к золотому запасу США), что облегчило получение американским казначейством займов у ФРС. Доллар окончательно из национальной денежной единицы превратился в мировую валюту (количество долларов за пределами США превысило их массу внутри американской экономики). Это способствовало тому, что американское казначейство перестало балансировать государственный бюджет, прибегая к заимствованиям и наращиванию государственного долга. Иностранные центробанки наряду с ФРС охотно покупали и накапливали казначейские облигации США.
Ускорение темпов наращивания государственного долга произошло при Рейгане: в 1980 году долг был равен 834 млрд., а в 1986 году достиг 1525 млрд. долл. (в ценах 1982 года). Конечно, многие в Америке крайне обеспокоены такими масштабами долга. Предпринимались меры по сдерживанию его роста. В 1985 году был принят Закон о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма – Рудмана – Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году. В дальнейшем этот срок несколько раз продлевался. Постоянной практикой и стало установление в Конгрессе США верхней планки (предела роста) государственного долга. Планка периодически поднималась, долг неуклонно увеличивался.
Президент Трамп принял страну с суверенным долгом в размере 19.947 млрд. долл. Многие ожидали, что уже через месяц его президентства, то есть к концу февраля 2017 года, долг достигнет 20 триллионов, но это произошло лишь 8 сентября 2017 года. Однако, видимо, президент устал сдерживать рост долга и в тот же день подписал закон, который размывал понятие порога государственного долга США и разрешал неограниченные федеральные займы. Из 20 триллионов долга, зафиксированных в сентябре 2017 года, половина (10 триллионов) была накоплена в предыдущие восемь лет, то есть преимущественно за время президентства Барака Обамы. За два срока пребывания Обамы в Белом доме государственный долг вырос на 9,32 трлн. долл. Трамп, который обвинял Обаму в потворстве росту суверенного долга, сейчас заметно превзошёл своего предшественника. А до конца президентского срока Трампа ещё более восьми месяцев, рост долга продолжится и будет стремительным.
Финансовая катастрофа США уже могла бы произойти, если бы не решительные действия Федерального резерва. В марте 2020 года были проведены два внеплановых заседания Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, на которых были произведены понижения ключевой ставки Федерального резерва. Сегодня ставка находится на уровне 0,0-0,25%. Это оказало понижательное воздействие на процентные ставки по казначейским бумагам США. То есть удалось снизить бюджетные расходы на обслуживание государственного долга, которые всегда занимали заметное место в американском бюджете. В 1991 году, например, они составили 286,0 млрд. долл., но средняя процентная ставка по казначейским облигациям тогда была весьма высокой – 7,80%. В 2016 году средняя процентная ставка по казначейским бумагам США была минимальной – 2,21%, а процентные бюджетные расходы составили 432,6 млрд. долл. В 2019 году средняя процентная ставка по казначейским бумагам равнялась 2,53%, а расходы на оплату процентов по государственному долгу – 574,6 млрд. долл. Трамп не на шутку испугался, что процентные расходы пожрут большую часть государственного бюджета и стал требовать от ФРС снижения ключевой ставки до нуля или даже ниже. И, наконец, в марте 2020 года Федеральный резерв отреагировал на настойчивые требования Трампа.
Однако тут произошёл вирусно-экономический кризис, борьба с которым требует гигантских бюджетных расходов. Прирост государственного долга (или, что то же самое, дефицита бюджета) на текущий финансовый год запланирован в размере 1 трлн. долл. Принятый в конце марта закон о помощи и смягчении последствий пандемии коронавируса и экономической безопасности (The Coronavirus Aid, Relief and Economic Security [CARES] Act) предусматривает выделение из бюджета на решение задач, сформулированных в законе, 2,2 трлн. долларов. За счёт каких источников? Дополнительных налогов вводить не предполагается, деньги будут изысканы опять же за счёт увеличения государственного долга. Можно уверенно сказать, что до истечения финансового года (завершается 30 сентября 2020 года) будут приняты решения о выделении новых гигантских сумм из бюджета. А источник тот же – займы, увеличивающие государственный долг. По самым консервативным оценкам, дефицит бюджета по итогам года может вырасти до 4 триллионов долларов. Уже в ближайшее время доходная часть бюджета США может формироваться преимущественно за счёт займов, а не налогов.
Покажу динамику ускорения роста государственного долга при президенте Дональде Трампе (величина долга в трлн. долл. и дата, когда была зафиксирована эта величина):
19,95 – 20 января 2017 года (первый рабочий день нового президента)
20,0 – 8 сентября 2017 г.
21,0 – 19 марта 2018 г.
22,0 – 11 февраля 2019 г.
23,0 – 7 декабря 2019 г.
24,0 – 7 апреля 2020 г.
25,0 – 5 мая 2020 г.
На первый шаг, равный приросту в 1 трлн. долл. (с 20 до 21 трлн. долл.) потребовалось немного более полугода (6 месяцев и 11 дней). На второй такой шаг – десять с половиной месяцев. На третий шаг – немного менее десяти месяцев. На четвёртый шаг – ровно четыре месяца. На последний, пятый шаг – 28 дней.
В США происходит чудовищное ускорение роста государственного долга. За четыре недели (7 апреля – 5 мая) Америка прирастила государственный долг, равный тому долгу, который она накапливала в течение 205 лет своего существования! Если наращивание государственного долга продолжится такими темпами, до конца 2020 года долг США увеличится на 8 трлн. долл. и составит 33 трлн. долл.
Это напоминает вертикальный взлёт самолета, но ещё больше это похоже на падение в пропасть с ускорением.
P.S. По итогам 2019 года относительный уровень государственного долга достиг планки в 108% ВВП. В этом году показатель ВВП с учётом развивающегося вирусно-экономического кризиса сократится. Согласно апрельскому докладу S&P, ВВП США в 2020 году снизится на 5,2%. В номинальном выражении ВВП может составить примерно 20 трлн. долл. Даже если государственный долг, зафиксированный 5 мая, останется до конца года на уровне 25 трлн. долл., получается, что относительный уровень долга по итогам 2020 года составит 125%. А это больше рекордного показателя, зафиксированного в 1946 году (121,2%). И если принять во внимание, что долг продолжит стремительный рост и после 5 мая, нельзя назвать фантастикой, что показатель по итогам 2020 года составит 150% ВВП. Это относительный уровень долга Греции в середине текущего десятилетия. Её постоянно вспоминают как страну, с которой не следует брать пример.
Фото: REUTERS/Amr Abdallah Dalsh