«На минувшей неделе правительство Армении при поддержке парламента продлило режим чрезвычайного положения в стране, введённый ещё в марте в связи с эпидемией COVID-19. Как и раньше, действуют требования об изоляции инфицированных лиц. В силе остаётся требование соблюдения социальной дистанции. С другой стороны, для того чтобы выйти из дома, более не требуется специального пропуска и время прогулок теперь не ограничено, началась поэтапная отмена ограничений, заработали некоторые предприятия и общественный транспорт»,
– говорится в статье, опубликованной на сайте Центра поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив.
Издание отмечает, что в зоне риска остаются образовательные учреждения, поэтому школы и вузы остаются на дистанционном обучении.
По мнению автора статьи, независимого журналиста Давида Петросяна, «карантину, проводимому комендатурой ЧП во главе с заместителем главы правительства Тиграном Авиняном, явно не хватает жёсткости». Призывы к сознательности граждан не действуют, армяне продолжают нарушать карантин, поэтому в стране такое большое количество инфицированных – свыше 5,5 тысячи, для сравнения: в соседней Грузии около 700 человек.
Большим упущением является и тот факт, что в стране не был найден «нулевой пациент», считает автор. А также то, что коронавирус проник в ереванский дом престарелых, хотя необходимо было просто учесть печальный опыт других стран и принять повышенные меры безопасности.
Тем не менее система здравоохранения Армении справляется с нагрузкой, не допуская большого количества летальных исходов. В Армении количество смертей не превышает 1,3% по отношению к заболевшим, тогда как в Испании 10%, в Великобритании 12,9%, в Италии 14,1%, во Франции 15,3%, в Бельгии 16,4%, в Грузии 1,8%.
И всё же некоторые заявления министра здравоохранения Арсена Торосяна вызывают вопросы, отмечает Петросян. Например, министр заявил, что пандемия будет окончена не ранее, чем через пять лет, даже если появится вакцина. По мнению автора, это явный перебор, но не понятно, что за этим кроется. Может быть, политические причины – «заранее объяснить пандемией потенциальные длительные экономические проблемы в будущем»?
Однако проблемы во время эпидемии проявились не только в министерстве здравоохранения.
Например, министерство образования, которое сразу же занимается и образованием, и наукой, и культурой, молодёжью и спортом – эдакое «суперминистерство», в последнее время просто прекратило свою работу, объявленные когда-то реформы в сфере образования остановлены.
«Подавший недавно в отставку глава Высшей аттестационной комиссии Смбат Гогян намекнул на серьёзные противоречия с руководством и стратегией «суперминистерства» в вопросах реформ образования и науки. Этот факт представляется нам как тревожный звонок»,
– пишет Давид Петросян.
И хотя премьер-министр слишком часто говорит о том, что стране необходимо качественное образование, в реальности ничего не делается.
Эпидемия коронавируса обозначила ещё один комплекс проблем – проведение реформ в сфере юриспруденции. По мнению независимого журналиста, реформы в области юриспруденции начали тормозиться после назначения на пост министра юстиции врача по образованию Артака Зейналяна, который проработал на этом посту целый год (подал в отставку в июне 2019 года), и как результат – многие важные законопроекты, в том числе и законопроект «О конфискации незаконно нажитого имущества», опоздали более чем на год.
Более года длится конфликт между новой властью и судьями Конституционного суда. Предполагалось, что референдум, назначенный на 5 апреля, сможет поставить точку в этом споре, однако и здесь вмешался коронавирус и референдум пришлось отложить – вопрос остаётся открытым. Теперь предполагается решить проблему в парламенте, однако и в правительстве, и в парламенте могут быть лица, заинтересованные в смене судей КС.
Также, отмечает автор, необходимо напомнить, что более десяти высокопоставленных чиновников и их родственников скрываются от правосудия. Их необходимо найти и вернуть в Армению, но нет уверенности, что страны, где эти люди скрываются, выдадут их армянскому правосудию. Для этого необходимо внести ряд поправок в уголовно-процессуальный кодекс, чтобы Армения получила право проводить судебное разбирательство «в отсутствие подсудимого, находящегося вне пределов территории Армении и уклоняющегося от явки в суд». Тогда можно было бы привлечь к суду всех, находящихся в бегах преступников.
На фоне непростой ситуации, которая сложилась в стране с эпидемией коронавируса, некоторые оппоненты власти прекратили её критиковать. Другие же, наоборот, усилили натиск, например глава партии «Просвещённая Армения» Эдмон Марукян, провоцирующий всевозможные скандалы, благодаря которым постоянно остаётся в центре внимания прессы. Или зять третьего президента Микаел Минасян, который использует возможности социальных сетей. Предполагается, что активизация этих политиков вызвана принятием закона «О конфискации незаконно нажитого имущества».
«Продолжающиеся «бои местного значения» в виртуальном пространстве за место лидера реальной оппозиции пока воспринимаются в обществе достаточно отстранённо, ибо «бывшие» в каком бы то ни было виде для него неприемлемы. Если же глава правительства и его соратники далее будут «тянуть резину» с реформами и растрачивать кредит доверия избирателей, то появление реальных политических оппонентов, вполне вероятно»,
– констатирует Давид Петросян.
Соб. корр. ФСК
На фото. Премьер-министр Армении Никол Пашинян