Вечером 2 июня в десятках городов США ввели комендантский час, но ни мирные протесты, ни вспышки насилия не прекратились. Демонстрации, спровоцированные смертью 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, погибшего в Миннеаполисе при задержании его полицейскими, продолжаются. «В основном мирные акции к вечеру переходят в массовые беспорядки с применением насилия и мародерством», – сообщает «Голос Америки».
2 июня демонстрации прошли в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Филадельфии. В столице в акции протеста приняли участие несколько законодателей, в том числе сенатор Элизабет Уоррен, ранее претендовавшая на участие в президентских выборах от Демократической партии. В Нью-Йорке тысячи людей прошли по 86-й улице в Манхэттене, скандируя имя Джорджа Флойда. За порядком наблюдали сотни полицейских. В Хьюстоне, родном городе Джорджа Флойда, прошёл марш, организованный его друзьями и семьёй.
А по завершении мирных демонстраций начинались грабежи и мародёрство – при участии тех же «мирных демонстрантов». Демонстранты разбили окна и разграбили роскошные магазины на Пятой авеню в Нью-Йорке и подожгли торговый центр в Лос-Анджелесе. Власти заявили, что в Сент-Луисе четверо полицейских получили ранения, в Лас-Вегасе был ранен полицейский, который сейчас находится в критическом состоянии. Еще один полицейский получил тяжелые ранения в нью-йоркском Бронксе.
В южных штатах Америки идёт снос «памятников ненависти» – мемориалов Гражданской войны 1861-1865 годов. 1 июня в Монтгомери, штат Алабама, сбросили с пьедестала статую генерала Конфедерации Роберта Ли. В Ричмонде, штат Вирджиния, мэр-демократ Левар Стоуни заявил, что будут снесены памятники Роберту Ли, президенту Конфедерации Джефферсону Джексону, генералам Конфедерации Томасу Каменная Стена Джексону и «Джебу» Стюарту. «Удаление этих статуй позволит начать процесс исцеления для многих черных жителей Ричмонда и Вирджинии», – заявил мэр Стоуни. – Ричмонд больше не является столицей Конфедерации – он полон разнообразия и любви ко всем, и мы должны это продемонстрировать».
Сбрасываются с пьедесталов и оскверняются памятники не только героям Конфедерации, но и консерваторам более поздних времён. Так, в Нэшвилле свергли статую Эдварда Кармака, «законодателя штата начала 1900-х годов и издателя газеты, который имел расистские взгляды», сообщает The Tennessean. На памятник Конфедерации в кампусе университета Миссисипи нанесены надпись «духовный геноцид» (spiritual genocide) и красные отпечатки ладоней; осквернены многие другие памятники Конфедерации в южных штатах. Подожжены штаб-квартиры организации United Daughters of the Confederacy (Объединённые дочери Конфедерации), основанной в Нэшвилле в 1894 году для сохранения памяти солдат, воевавших на стороне Юга.
В ночь на 30 мая президент Трамп, его жена Мелания и сын Бэррон по настоянию Секретной службы США в течение часа прятались в подземном бункере Белого дома. Как пишет The New York Times, протестами в Вашингтоне Трамп «был застигнут врасплох». Сотни демонстрантов ринулись к Белому дому, их пытались остановить полицейские и агенты Секретной службы. Демонстранты несли плакаты с надписью: "Terrorist in the White House". В силовиков бросали кирпичи, бутылки, против протестующих был применён перцовый газ.
За несколько дней протестов и беспорядков в США погибли не менее 11 человек, задержано около 4500 манифестантов. Им предъявлены обвинения в мародёрстве, нарушении комендантского часа, перекрытии дорог. Однако протестующие, несмотря на введенный комендантский час, не покидают улиц. В Вашингтоне 3 июня сотни человек, собравшись у Белого дома, скандировали: «К чёрту ваш комендантский час!», «Мы не уйдём!»
В интервью Fox News Дональд Трамп заявил, что беспорядки в последние дни имели место по большей части в тех городах и штатах, где руководят демократы. «Во всех местах, где есть проблемы, у руля не республиканцы, а либералы из числа демократов», – отметил президент. Трамп раскритиковал мэров, которые не желают ввести в свои города Национальную гвардию, приведя в пример Миннесоту, где национальные гвардейцы подавили протесты за один день.
Трамп открыто пригрозил мэру Нью-Йорка Биллу де Блазио, сказав, что «Национальная гвардия может решить эту проблему в Нью-Йорке, и, на самом деле, если они не примут меры, я ее решу. Я решу это быстро».
Ранее Трамп заявил, что беспорядки, вспыхнувшие после убийства Джорджа Флойда, инициированы организацией «Антифа» и «другими радикальными левыми группировками». «США будут считать "Антифа" террористической организацией», – написал Трамп в Twitter 31 мая. В тот же день пресс-секретарь Белого дома Кейли Макинани сказала, что активисты «Антифа» являются «важным элементом протестов».
«Антифа» – это сетевое движение, выступающее против политики Трампа, считая её националистический и антимусульманской. Один из идеологов движения, автор книги «Антифа: справочник антифашистов» историк Марк Брэй отмечает, что активисты движения «организуют образовательные кампании, создают общественные коалиции, контролируют фашистов, оказывают давление, чтобы отменить их мероприятия, организовывают тренинги по самообороне и физически противостоят крайним правым, когда это необходимо».
Координирующим центром «Антифа» выступает малоизвестная организация One People’s Project, OPP (Единый народный проект), называющая себя «antifa CIA» (Антифа ЦРУ), её главной задачей является Doxxing Conservatives (сбор компромата на консерваторов) и организация их преследования.
Репортёр портала Capital Research Center Эшли Голденберг пишет, что OPP возглавляет некий Дэрил Ламонт Дженкинс. Организация скрывает источники доходов и уклоняется от уплаты налогов. На своём веб-сайте OPP утверждает, что «исследует и сообщает, кто есть кто в отношении правых групп, отдельных лиц и видов деятельности». На домашней странице OPP зловещая формулировка: «Ненависть имеет последствия».
Дженкинс объясняет, что OPP преследует не только белых сторонников превосходства и фашистов, но и обычных консерваторов. В интервью журналу Wired он похвалялся тем, что может разрушать жизни людей.
Несмотря на то, что OPP невелика, она функционирует как оперативный центр, где сторонники «Антифа» могут узнавать, кто такие «расисты», планировать срыв событий, проводимых «фашистами». «OPP объявил многих основных консервативных и либеральных активистов политическими врагами, которых стоит включить в общедоступную галерею расистов», – пишет Эшли Голденберг.
Активисты «Антифа» одеваются в чёрное и носят маски. В Калифорнийском университете в Беркли они разбили окна и подожгли здание, заставив отменить выступления правых активистов Майло Яннопулоса и Энн Култер. «Антифа» протестовала против выступления Трампа в Портленде, забрасывая камнями полицию, которая ответила гранатами со слезоточивым газом.
Телеканал CNN несколько месяцев пытался определить личности активистов «Антифа», но большинство их них отказывались снимать маски и раскрывать своё имя. Журналисты лишь узнали, что многие антифа – миллениалы (поколение родившихся с 1981 по 1996 год) и зачастую живут на периферии общества. Как правило, это не имеющие документов иммигранты, транссексуалы, работники с низкой заработной платой.
Судя по всему, журналисты CNN общались с «пехотой» антифа, а те, кто стоит за этим движением, пока остаются в тени. Однако такая ситуация продлится недолго. На сайте Департамента общественной безопасности Миннесоты охарактеризовали начавшиеся беспорядки как «изощренную сеть городской герильи» (a sophisticated network of urban warfare).
Генеральный прокурор Уильям Барр заявил, что протестующие применяют «антифа-подобную тактику» (antifa-like tactics), что антифа подстрекают к насилию, участвуют во «внутреннем терроризме».
Однако американские силовики не поддержали попытку Трампа сделать антифа козлами отпущения и подавить протесты с помощью Национальной гвардии и армейских подразделений. ФБР заявило, что «не располагает сведениями», указывающими на то, что движение «Антифа» связано с насилием и протестами, вспыхнувшими после смерти Джорджа Флойда.
Бывший министр обороны США, пользующийся большим авторитетом в армии генерал Джеймс Мэттис раскритиковал Дональда Трампа и главу Пентагона Марка Эспера.
«Мы должны отвергать любые представления о наших городах как о «поле битвы», где наши военные призваны «доминировать», – написал Мэттис в The Atlantic Wednesday. – Милитаризация нашего ответа [на протесты]… создает конфликт между военным и гражданским обществом».
Председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Марк Мюллен написал в The Atlantic, что не верит в обоснованность приказов Дональда Трампа, который «обнажил свое презрение к правам мирного протеста в этой стране… и рискнул еще больше политизировать мужчин и женщин в наших вооруженных силах». Генерал Мюллен убеждён, что условия на улицах, какими бы плохими они ни были, не поднялись до уровня, «который оправдывает введение войск».
Эспер немедленно отреагировал на выступление Мэттиса. 3 июня он заявил, комментируя угрозу Трампа использовать Закон о восстании 1807 года, что выступает против применения вооружённых сил для подавления протестов. По словам Эспера, этот закон должен применяться в США «только в самых неотложных и тяжелых ситуациях», сейчас такой ситуации нет.
В то же время портал Federal News Network сообщает, что в связи с «чрезвычайным столкновением между военными США и их главнокомандующим» (extraordinary clash between the U.S. military and its commander in chief) Марк Эспер изменил своё решение отменить режим повышенной боевой готовности для 82-й воздушно-десантной дивизии. Военнослужащие этой элитной части, расквартированные на базе Эндрюс в Мэриленде и форте Бельвуар в Вирджинии, ждут приказа.
Противоречия между командой Трампа и американскими военными не дают президенту США лёгких шансов на быструю победу над протестующими, что предвещает Америке затяжной политический кризис. Влиятельный американский политолог-международник, научный сотрудник Института Хадсона профессор Уолтер Рассел Мид пишет в The Wall Street Journal, что «последние события усиливают уверенность многих иностранных столиц в том, что американское общество вступило в период недееспособности и хаоса, а политическая система США больше не может обеспечивать прочное лидерство в международных делах».
Фото: Reuters, Twitter