30 мая ракета Falcon 9 с пилотируемым космическим кораблем Crew Dragon с двумя американскими астронавтами на борту, созданная экстравагантным американским предпринимателем Илоном Маском, стартовала с космодрома в штате Флорида, после чего она успешно пристыковалась к Международной космической станции, а астронавты Боб Бенкен и Даг Херли перешли на борт МКС.
Старт корабля Маска был превращен в США в грандиозное шоу
На протяжении девяти предыдущих лет людей на МКС, в том числе американских космонавтов, доставляли только российские пилотируемые космические корабли «Союз». Между НАСА и «Роскосмосом» действует контракт, по которому доставка одного астронавта на МКС стоит 90 миллионов долларов, срок действия соглашения истекает в октябре 2020 года.
Запуск корабля Илона Маска
Президент США Дональд Трамп присутствовал при запуске и назвал его «триумфальным возвращением к звёздам». Сам Илон Маск заявил, что человечество может гордиться новым космическим кораблем, созданным компанией SpaceX. А многие западные СМИ поспешили назвать успех Илона Маска «похоронами российской пилотируемой космонавтики».
На фоне неумеренных восторгов немецкая газета Der Tagesspiegel написала, что американцам следовало бы вести себя скромнее, указав, что американская компания SpaceX заимствовала у России концепцию раздельной доставки людей и грузов на околоземную орбиту. Немецкие авторы напомнили, что изначально США в своей программе Space Shuttle рассчитывали на совместную доставку – шаттлы могли вывести на орбиту одновременно несколько тонн полезного груза и до 20 членов экипажа. Россия при полётах к МКС с самого начала полагалась на грузовые корабли и пилотируемые капсулы. Корабль Crew Dragon, разработанный SpaceX и запущенный к МКС 30 мая, следует этой же (российской) концепции. Как пишет немецкая газета, Маск разделяет грузовые и пассажирские полёты и по другой причине: в среднесрочной перспективе SpaceX планирует развивать космический туризм. «Однако и здесь русские были первопроходцами, когда в 2001 году они доставили на МКС первого космического туриста Денниса Тито», – указывает Der Tagesspiegel.
Илон Маск
О причастности России к созданию корабля Илона Маска напоминают и российские эксперты. Специалист в области космонавтики Вадим Лукашевич говорит, что компания Илона Маска использовала в своём корабле Crew Dragon российские комплектующие, благодаря которым была обеспечена успешная автоматическая стыковка корабля со станцией. «Удачная стыковка американского корабля с МКС в автоматическом режиме осуществилась в том числе и благодаря стыковочному адаптеру IDA, основная конструкция которого разработана и изготовлена на головном предприятии «Роскосмоса» по пилотируемой программе – в ракетно-космической корпорации "Энергия"», – рассказал Лукашевич.
В 2019 году на сайте «Роскосмоса» сообщалось, что "Энергия" по заказу компании Boeing разработала и изготовила три лётных образца и четыре элемента для испытаний основной конструкции стыковочного адаптера IDA. Сделанные в "Энергии" летные образцы Boeing дооснастила рядом элементов: кольцом, теплозащитой, кожухами, мишенью и транзитными электроразъёмами. Первый адаптер IDA был утерян в результате аварийного запуска грузового корабля Dragon в июне 2015 года. Второй адаптер был доставлен на МКС кораблем Dragon в июле 2016 года (к нему впервые в марте 2019 года причалил Dragon-2). Третий адаптер, произведенный для замены потерянного первого IDA, доставлен на Dragon в июле 2019 года.
Об использовании российской техники и российского опыта в корабле Илона Маска сказал также первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин: «Надо посмотреть, сколько комплектующих в этой ракете являются российскими. Двигатели чьи стоят на корабле Илона Маска?» Рассуждая об успешном запуске Crew Dragon, Шерин выразил уверенность, что «космос будет за нами». У России в этом плане, по его словам, «все работает, все летает, все пристыковывается».
Российский ракетный двигать РД-180, который никак не могут сделать в США
И отдавая дань достижению Илона Маска, следовало бы напомнить не слишком известную историю о том, что даже полёт на Луну американцам удалось осуществить благодаря идее советского инженера Шаргея-Кондратюка, что они сами признали. Именно он рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». После возвращения из полёта на Луну (1969 год) американский астронавт Нейл Амстронг приехал в СССР, отправился в далёкий Новосибирск и собрал пригоршню земли у дома, где жил в то время никому не известный в нашей стране человек по имени Юрий Кондратюк. Вернувшись в США, Амстронг высыпал потом эту землю на месте старта американской космической ракеты на мысе Канаверал, отдавая дань заслугам советского учёного.
О загадочной судьбе этого человека, вклад которого в лунную программу США признали американцы, стало известно лишь после распада СССР. Его настоящее имя – Александр Шаргей. Он родился в Полтаве, а его прадед был участником войны 1812 года. Окончил петроградский политический институт, но вскоре был призван в армию. Там в школе прапорщиков он начал рукопись «Тому, кто может читать, чтобы строить». В ней он независимо от Циолковского вывел своим методом основные уравнения реактивного движения, дал схему четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе и многое другое. В учебники потом вошла «Трасса Кондратюка» – траектория полёта космического корабля с возвратом на Землю. Все эти идеи и были использованы в американской космической программе «Аполлон». Однако почему не в советской?
После 1917 года молодой гений оказался в Белой армии, а после её поражения пытался бежать за границу. Однако был задержан и возвращён обратно. Спасаясь от расстрела, Шаргей достал документы на имя Юрия Кондратюка, по которым прожил всю оставшуюся жизнь. Он переработал свою рукопись в книгу «Завоевание межпланетных пространств» и отправил её в Москву. Потом ему удалось познакомиться с Королёвым, который предложил ему перейти на работу в его Группу изучения реактивного движения. Для этого надо было заполнить анкету, пройти проверку, и… Шаргей отказался. Когда началась Великая Отечественная война, он пошёл на фронт добровольцем в народное ополчение и пропал без вести…
Александр Шаргей, идеи которого помогли США полететь на Луну
Добавим, что и многими другими достижениями в науке и технике Америка обязана русским гениям. Так, вертолёт изобрел в США Игорь Сикорский, до этого создавший в Петрограде самый большой в мире тяжёлый бомбардировщик. Телевидение изобрёл за океаном русский инженер Владимир Зворыкин. Создателем другого чуда ХХ века, видеомагнитофона, был русский инженер Александр Понятов. Высокооктановый бензин, благодаря которому в годы Второй мировой войны английские и американские самолёты летали быстрее немецких, создал в США великий русский химик Владимир Ипатьев. Многие американские военные самолёты создала фирма русского инженера Александра Прокофьева-Северского... И пионером в мировой космонавтике всё-таки была советская страна.
А Илон Маск ответил поздравившему его с успехом главе «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину по-русски: «Спасибо, сэр, ха-ха. Мы рассчитываем на взаимовыгодное и процветающее долгосрочное сотрудничество»…
Заглавное фото: REUTERS/Jonathan Ernst