Президент и премьер-министр Украины празднуют победу: МВФ после долгих раздумий утвердил новую 18-месячную программу stand by на $5 млрд., и первый транш в размере $2,1 млрд. в долларах, евро, иенах, фунтах и юанях в Киев уже поступил. Остальные средства должны выделяться частями до июня 2021 года, но в зависимости от того, как должник будет выполнять взятые на себя обязательства. Между тем только по кредитам МВФ за 2019-2021 гг. страна должна вернуть $4,4 млрд.
Переговоры между МВФ и Киевом велись тайно, депутаты украинского парламента оставались в неведении. В начале июня СМИ опубликовали неофициальный текст меморандума, возмутивший и народ, и политиков, но премьер Шмыгаль успокоил: не всё так плохо, дождитесь официальной публикации меморандума.
На днях документ появился на сайте МВФ. В нём говорится, что «за последние пять лет украинские власти смогли сохранить макроэкономическую стабильность и возобновить рост, но усилия по созданию более динамичной и конкурентоспособной экономики не оправдали ожиданий». Экономика Украины к концу 2020 года сократится на 8%, объём производства будет на 6% меньше уровня конца 2019 года, инфляция возрастёт до 7,5%, денежные переводы из-за рубежа упадут на 25% (заробитчан массами увольняют).
МВФ предупреждает, что «по мере восстановления экономики необходимо будет ужесточить налогово-бюджетную политику [выделено нами. – В.П.], чтобы уменьшить госдолг до 50% от ВВП», а способность Украины достичь такого результата оценивает как «подверженную значительным рискам». Если в 2015–2019 гг. Украина на обслуживание внешнего госдолга ежегодно тратила до $6 млрд., то в 2020–2025 гг. эта сумма будет составлять $10 млрд. каждый год. В 2020 году долг Украины возрастёт до 65% ВВП.
Международный валютный фонд указывает, что он разочаровался в Украине.
А что пообещал Киев в обмен на пять миллиардов «зелени»? Внешние финансовые обязательства превыше всего. Если доходная часть госбюджета не будет выполнена, «неприоритетные» расходы уменьшатся. Фискальную политику ужесточат, бизнес и население задавят налогами.
Начатая в 2017 году пенсионная реформа будет продолжена. Украина «воздержится от принятия изменений, которые могут привести к снижению эффективного возраста выхода на пенсию». Это означает, что, если МВФ попросит поднять возраст, просьбу незамедлительно удовлетворят.
Нацбанк Украины (НБУ) полностью попадает в чужие руки. «Если фактические показатели инфляции выйдут за пределы наружного (внутреннего) коридора, НБУ будет проводить консультации с советом исполнительных директоров МВФ (специалистами) о причинах отклонения». Кроме того, Киев лишается права менять руководство НБУ.
О независимой судебной системе придётся забыть. «Управление и внедрение процесса отбора судей и дисциплинарных механизмов (в том числе Верховного суда) будет осуществляться лицами с высоким уровнем компетентности, доверия и добродетели», личности которых в документе не указываются. Кандидатов в члены Высшего совета правосудия будет отбирать специальная комиссия.
Что касается закона о продаже земли, который в нынешнем виде не позволяет покупать её иностранцам, Украина «изучает возможности для достижения большей вовлеченности и конкуренции на рынке».
Заявленная ещё в прошлом году «большая приватизация» в этом году не состоится. Украина обещает до конца года продать два крупных госпредприятия и ещё три – в 2021-м. Интересно другое: к концу ноября 2020 г. Киев обещает внести изменения, позволяющие продавать предприятия «в соответствии с законодательством Великобритании по крайней мере на три года». А почему бы и нет, если уважаемые зарубежные партнёры так хотят?
В управлении государственными компаниями Украина обязуется расширить полномочия наблюдательных советов и принять новый корпоративный устав для НАК «Нафтогаз». Речь идёт о том, чтобы государство перестало путаться под ногами у монополистов и позволило им беспрепятственно работать на собственный карман. Вся власть в «Нафтогазе» перейдёт в руки наблюдательного совета, членами которого являются иностранцы, заседающие опять-таки в Лондоне.
В пятом пункте меморандума говорится, что «реализация реформы здравоохранения в 2020 году будет продолжена путем распространения нового способа финансирования на вторичную и специализированную помощь». То есть Украина и не думает отказываться от пагубной затеи Супрун, хотя Зеленский прилюдно раскритиковал второй этап реформы. Министр здравоохранения Максим Степанов в мае заявлял, что «реформаторы думали о чем угодно, кроме медицины».
Сопредседатель партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) Вадим Рабинович говорит, что власти врали, когда утверждали, что медреформу отменят, что Шмыгаль «окончательно объявил войну украинскому народу». Нардеп Украины V-VII созывов Владимир Олейник называет действия правительства «вторым этапом уничтожения людей».
Киев пообещал «продолжить оптимизацию количества учреждений начального и среднего образования, реформирование учебных программ», а также привязать зарплату преподавателей вузов к неким результатам. На деле это означает дальнейшее сокращение школ, увольнения учителей и преподавателей, полное уничтожение русского языка обучения.
Украинцам снова придётся подтянуть пояса, поскольку относительно цены на газ страна обязуется «системно применять схему ценообразования, основанную на рыночных принципах без всякой верхней предельной ценовой границы». Займутся этим власти уже через несколько дней, с 1 июля 2020 года. Платить за тепло также придётся больше. «Начиная с отопительного сезона 2020-2021 годов, тарифы на отопление будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в год до начала отопительного сезона для обеспечения адекватного отражения стоимости газа».
С должниками за услуги ЖКХ церемониться не будут. Украина обещает разработать «адекватные инструменты для предприятий теплоснабжения с целью обеспечения взыскания платежей с домохозяйств (в том числе за счёт более высоких штрафов и упрощенного законодательства)». То есть могут принять закон, позволяющий отбирать квартиры за долги, уже превысившие 6 млрд. грн.
Комментируя получение транша, бывший министр финансов Игорь Уманский сказал, что Украина проиграла по всем позициям – об обещанных $8 млрд. МВФ забыл. Сопредседатель ОПЗЖ нардеп Юрий Бойко меланхолически заметил, что власть приняла «программу сдачи национальных интересов». Тут Бойко неточен: сдача интересов государства и народа началась не сегодня. Она происходит давно.
Заглавное фото: NewsUA