14 октября 2020 года в музейном комплексе Собибор в Люблинском воеводстве Польши, на месте бывшего нацистского концлагеря в торжественной обстановке пройдёт открытие масштабной экспозиции, посвящённой 77-летию восстания заключённых в октябре 1943 года.
Собибор был фабрикой уничтожения евреев из Польши, Германии, Франции, Нидерландов, Чехословакии и Советского Союза. В 1942/43 гг. здесь самыми изощрёнными способами были истреблены более 250 тыс. евреев и цыган, в том числе психически больных.
Новая экспозиция площадью 350 кв. м состоит из выставочного зала, конференц-зала, центра обслуживания посетителей и хозяйственных зданий. Это международный проект, в нём участвуют Германия, Польша, Словакия, Нидерланды и Израиль. Организационными вопросами занимается Фонд польско-немецкого единения (Fundacja Polsko-Niemeckie Pojednanie).
Россию к реализации проекта не пригласили, хотя восстанием в Собиборе, которое является одним из немногих успешных восстаний в гитлеровских концлагерях, руководил лейтенант РККА еврей Александр Печерский. Костяк восставших составили имевшие солидный боевой опыт советские военнопленные. Восставшие частично перебили охрану лагеря, 550 заключённых вырвались на свободу, около 250 не сумели уйти от погони и погибли. В том же году немцы расстреляли оставшихся узников, снесли концлагерь и на его месте посадили деревья.
Почему Варшава сегодня так упрямо не хочет видеть на памятных торжествах гостей из России, которую признаёт геополитической преемницей Советского Союза? Руководитель восстания лейтенант Печерский и некоторые выжившие его участники проживали в России, здесь до сих пор живут потомки Печерского. Разве это не достаточная причина для того, чтобы отдать дань памяти советским военнопленным в Собиборе?
Однако присутствие на торжествах российской стороны противоречит установкам польской пропаганды, отрицающей вклад Советского Союза в разгром нацизма. Польские власти называют освобождение Польши советской армией «советской оккупацией». Это не только зачёркивает память о советских военнопленных, героических участниках восстания в Собиборе, но и противоречит польско-германскому соглашению о финансировании новой экспозиции немецкой стороной в размере €1,1 млн. Соглашение было подписано в 2018 году. Тогдашний посол Германии в Польше Рольф Никель заявил, что «сохранение памяти и исторической правды означает, что мы должны научить молодое поколение уважать каждого, невзирая на этническое происхождение, религиозные или политические взгляды и психическое здоровье».
«Уважать каждого…» В Польше плохо понимают, что это такое. При организации памятных мероприятий в Собиборе польские власти продолжают следовать пропагандистской инерции. Восстание в Собиборе предстаёт некой безымянной акцией. Имя Печерского почти не упоминается, гораздо чаще пишут о польских евреях – участниках тех событий. Когда в 2016 г. в США скончался последний узник Собибора Филипп Бялович, польская пресса, описывая восстание, ни словом не обмолвилась о решающей роли советских военнопленных.
Подчёркивается, что первые подпольные ячейки в Собиборе, ещё до прибытия Печерского, организовал польский еврей Леон Фельдхендлер. Однако ничего не говорится о том, что позже Фельдхендлер стал заместителем Печерского.
Восстанию в Собиборе предшествовали события, о которых в Польше стараются не говорить. В арестах и доставке евреев в Собибор участвовала «синяя полиция» (granatowa policja) – единственное польское формирование, которому гитлеровцы разрешали носить оружие. «Синяя полиция» занималась и поимкой беглых узников.
Факты коллаборационизма имели место во многих оккупированных странах, но действия «синей полиции» в Польше были ещё и проявлением вражды к евреям, распространённой в тогдашнем польском обществе. Эта вражда привела к кровавым еврейским погромам в Щучине (1939 и 1941), Едвабне (1941), Кракове (1945), Кельце (1946), к выдаче поляками евреев нацистам, к убийствам беглых евреев боевиками Армии Крайовой (АК) и прочих антисоветских подпольных формирований.
В районе Люблина, недалеко от которого располагался Собибор, в 1944/46 годах неизвестными были убиты более ста евреев. 2 апреля 1945 года в Люблине боевики Национальных вооружённых сил (родственная АК антисоветская структура) застрелили Леона Фельдхендлера.
В современной Польше члены АК объявлены освободителями Польши от немецкой оккупации, их соучастие в погромах и расстрелах евреев отрицается. Инициаторами погромов называют неведомых «провокаторов-коммунистов».
Слово «Собибор» ассоциируется с «синей полицией», а «синяя полиция» – с польским антисемитизмом. Историю восстания в Собиборе нельзя представить без Леона Фельдхендлера – заместителя руководителя восстания Александра Печерского, а имя Фельдхендлера нельзя упомянуть, не вспомнив о его гибели от рук польского бандподполья.
Напомним, что убийство Фельдхендлера раскрыли за десять дней. 12 апреля четверо его исполнителей были казнены в Люблине. Заказчику преступления бывшему коменданту АК округа «Люблин» майору Яну Пиотровскому удалось скрыться от правосудия.
Восставшие в Собиборе воевали с нацистами как интернационалисты, они сражались с немцами плечом к плечу. И польские политики взяли на себя очень неприглядную роль, занимаясь делением узников концлагеря на «правильных» и «неправильных».
Заглавное фото: Sobibor.org