Президент Сербии Александр Вучич, ставший 24 июня гостем Парада Победы, чувствовал себя в Москве как дома. Общался с президентом России Владимиром Путиным и министром обороны Сергеем Шойгу, разговаривая с ними на хорошем русском языке. «Мы говорили о том, как решить косовскую проблему, и Путин очень мудро высказался по этой теме, с уважением позиции Сербии, – поделился своими впечатлениями от разговора с президентом России Александр Вучич. – Россия поддерживает Сербию, и в этом не приходится сомневаться».
На прошедших в Сербии 21 июня парламентских и местных выборах президентский блок уверенно победил. Жест Вучича – рука к сердцу, которым сербский президент приветствовал маршировавших по Красной площади сербских гвардейцев, запомнился многим. Александр Вучич и сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик стали единственными европейскими политическими лидерами за пределами постсоветского мира, которые приехали в Москву на Парад Победы.
Между тем 27 июня в Вашингтоне при посредничестве спецпредставителя Дональда Трампа по вопросу диалога Белграда и Приштины Ричарда Гренелла должна была состояться встреча руководства Сербии и верхушки албанских сепаратистов Косово. Гренелл объявлял, что политика на этой встрече обсуждаться не будет – этим должен заниматься Евросоюз, а говорить станут только об экономике. Американский спецпредставитель высказал убежденность в том, что достигнутые договорённости помогут ускорить экономическую интеграцию разделённых границами раздора Западных Балкан.
И вот буквально за два дня до этой встречи прокуратура Специального суда по Косово выдвинула обвинения в отношении Хашима Тачи и в отношении его подельника по Дреницкой группе Освободительной армии Косово, бывшего главы косовской разведки, а ныне руководителя учрежденной бывшими полевыми командирами Демократической партии Косово Кадри Весели. Обвинение намерено доказать причастность двух боевиков к похищениям, пыткам и убийствам более сотни человек… Затем последовало то, что американская пресса назвала невероятным: Госдеп США приветствовал шаг Специального суда по Косово, заявив устами своего официального представителя, что таким образом удастся «вывести регион за пределы ужасного исторического периода и присоединить к евроатлантическому сообществу».
Однако обвинённый в военных преступлениях Тачи отказался ехать в Вашингтон и вывесил на своей странице в «Фейсбуке» флаг «Армии освобождения Косово». А также заявил, что европейской полицейской миссии (Eulex) нечего делать в Косово после того, как сотрудники миссии арестовали и вывезли в Гаагу его соратника, когда-то члена Генерального штаба «Армии освобождения Косово» Адема Зогьяни.
Весели в свою очередь заявил, что обвинение является «политически предвзятым»; якобы резня сербов, учинённая им и его подельниками в конце 90-х годов, была «священной войной». Находившийся в ЕС с переговорами по поводу упрощения визового режима косовский премьер Авдула Хоти уведомил Гренелла, что он также не прибудет в Вашингтон.
Наконец с гневной речью в защиту своих албанских соплеменников выступил премьер Албании Эди Рама, заявив, что обвинение прокуратуры Специального суда – это попытка «очернить» не двух конкретных людей, а весь «пострадавший от агрессии» албанский народ. Тем временем Вучич договорился с Гренеллом о переносе переговоров с 27 июня на более позднюю дату.
Остаётся открытым вопрос: что это было? Было ли прозвучавшее из Гааги обвинение выпадом Брюсселя, ранее послушно следовавшего в русле политики администрации США? Вряд ли, учитывая, что Госдеп США приветствовал шаг прокуратуры Специального суда по Косово. Во всяком случае, едва стало известно о переносе переговоров в Вашингтоне, как представители Брюсселя заявили, что следующая встреча должна проходить с их участием. Как-никак речь идёт о том, чтобы присоединить Западные Балканы к евроатлантическому сообществу.
Пока ясно одно: темп развития событий вокруг Косово ускорился после поездки Александра Вучича в Москву 24 июня. После того как президент Сербии, пообщавшись с Владимиром Путиным, сказал, что не боится ехать в Вашингтон и отправится туда не с белым флагом.