Я уже писал, что большинство центробанков мира сейчас пристально следят за частными цифровыми валютами (криптовалютами), раздумывая о возможности эмиссии собственных цифровых денег.
Некоторые из этих центробанков предполагают сами начать эмиссию цифровых валют, чтобы в дальнейшем контролировать их обращение. Для обозначения таких денег используется аббревиатура CBDC (Central Bank Digital Currency). Согласно опубликованному в январе 2020 года докладу Банка международных расчётов (БМР), 40% центробанков уже провели эксперименты с цифровыми деньгами. А ещё 10% завершали подготовку или запустили пилотные проекты по CBDC.
Из крупных центробанков наиболее решительно о готовности приступить к эмиссии CBDC заявили центробанки Китая, Южной Кореи, Швеции. ФРС США от неприятия цифровых валют перешла к подготовке введения официальной валюты Федерального резерва – цифрового доллара.
Кристина Лагард
Что касается Европейского центрального банка, сфера действия которого охватывает 19 государств, то Кристина Лагард, ставшая президентом ЕЦБ 1 ноября 2019 года, сразу дала команду создать рабочую группу по вопросам внедрения официальной цифровой валюты в еврозоне. В состав группы вошли также представители центробанков, находящихся за пределами еврозоны – Швеции, Швейцарии, Канады, Англии.
В январе 2020 года в Давосе Кристина Лагард вполне определённо заявила о том, что ЕЦБ готовится к введению цифрового евро. Эксперты утверждают, что президента ЕЦБ подвигли к этому план введения цифрового юаня Народным банком Китая, объявленный в декабре 2019 года, и планы запуска криптовалюты Libra (проект Facebook, анонсированный в октябре 2019 года Марком Цукербергом). Кстати, осенью прошлого года Еврокомиссия (ЕК) рассматривала просьбу Facebook о легализации Libra в Европе. В просьбе было отказано. Судя по всему, ЕЦБ готовится конкурировать с частными цифровыми валютами и победить в этой конкурентной борьбе.
Вместе с тем полной ясности в отношении позиции ЕЦБ по цифровому евро нет. Так, неизвестно, будет ли это «валюта ритейла» или «оптовая валюта». Под первым термином (Retail CBDC) понимается цифровой евро для физических лиц, это аналог наличных денег. Второй термин (Wholesale CBDC) предполагает, что это будут деньги, эмитируемые ЕЦБ для коммерческих банков.
В большинстве стран под официальными цифровыми деньгами имеется в виду первый вариант. Цифровой ритейл призван вытеснить наличные деньги. При этом произойдет усиление центробанков, а коммерческие банки станут ненужным звеном в денежно-кредитной системе.
Второй из названных вариантов, по мнению экспертов, не окажет особого эффекта на денежно-кредитную систему. Это будут деньги для межбанковского рынка. При этом варианте наличные деньги остаются в обращении.
Всё-таки, на мой взгляд, будет выбран первый вариант. А чтобы не наносить смертельного удара по коммерческим банкам, ЕЦБ, открыв депозитные счета в цифровых евро для «физиков» (физических лиц), передаст коммерческим банкам эти счета в управление. Чтобы не рубить с плеча, ЕЦБ может организовать серию пилотных проектов, и переход от наличного евро к цифровому будет постепенным, а не единоразовым.
Судя по имеющимся данным, цифровой евро будет не региональной валютой (19 государств еврозоны), а гораздо более интернациональной. Любой нерезидент (физическое лицо из государств за пределами еврозоны) будет иметь право открывать счёт в цифровых евро в ЕЦБ. Это проявление той цифровой гонки, в которую втягиваются ведущие центробанки, стремясь сделать свои валюты мировыми (юань), или же сохранить статус мировых (доллар, евро, фунт стерлингов, иена).
Ряд центробанков еврозоны занимает особую позицию по вопросу цифровой валюты. Например, президент Немецкого федерального банка Йенс Вайдман (Jens Weidmann) считает, что широкое использование цифровых валют, выпущенных центральными банками, не должно быть допущено без тщательной подготовки. У немецкого Центробанка сегодня появился дополнительный аргумент в пользу того, чтобы не спешить с введением цифрового евро, – доклад Федерального резервного банка Филадельфии Central Bank Digital Currency: Central Banking for All? (Цифровая валюта Центрального банка: Центральный банк для всех?), где доказывается, что введение официальной цифровой валюты приведёт к усилению центробанков и ослабит позиции частных банков или даже вызовет их гибель.
Йенс Вайдман
А вот Банк Франции всех удивил, когда в мае сего года заявил, что приступил к тестированию цифрового евро. Французский проект предусматривает использование технологии blockchain, разработанной самими французами. В проекте участвует крупнейший инвестиционный банк Франции Société Générale. Французская цифровая валюта предназначена не для ритейла, а для операций на межбанковском рынке, то есть не предусматривает ликвидацию наличного денежного обращения.
В мае готовность участвовать в проекте цифрового евро выразил Центробанк Нидерландов. Голландия относится к тем странам, которые добиваются скорейшего упразднения наличных денег.
В июне поддержку проекту цифрового евро выразила Итальянская банковская ассоциация (ABI), в которую входит более 700 финансовых учреждений Италии. Ассоциация заявила о готовности протестировать цифровое евро под началом ЕЦБ.
Что касается центробанков европейских стран, находящихся за пределом еврозоны, то наибольший интерес к цифровым валютам проявляют Банк Англии, а также Центробанки Дании, Норвегии, Швеции. Банк Англии в марте опубликовал исследование Central Bank Digital Currency. Opportunities, challenges and design.
А ближе всех к введению цифровой валюты, наверное, Банк Швеции. Шведские власти стремятся сделать свою страну первой в мире, полностью отказавшейся от наличных денег. Банк Швеции был третьим Центробанком, установившим в феврале 2015 года отрицательную ключевую ставку (первым был ЦБ Дании – в июле 2012 года, вторым ЦБ Швейцарии – в декабре 2014 года). Сейчас в Швеции наблюдается отток средств с депозитов частных банков в кэш. Задача запереть всех «физиков» в банковской системе оказалась сложнее, чем казалось. Наличные деньги имеют в Швеции хождение до сих пор, хотя первоначально к 2020 году планировалась полная ликвидация кэша. О плане введения цифровой кроны (e-krona) Банк Швеции объявил пять лет назад, но до сих пор не может выбрать модель новой денежной системы и алгоритмы движения к ней. Четыре рассматриваемые в Швеции модели включают «централизованную модель e-krona без посредников», «централизованную модель e-krona с посредниками», «децентрализованные решения e-krona с посредниками» и «синтетическую e-krona».
Пример Швеции показывает, что у Центрального банка может быть очень активный старт в подготовке проекта цифровой валюты, но по мере проработки деталей выявляются серьёзные риски. Это замедляет продвижение к цифровым деньгам. Нечто подобное наверняка произойдёт и с проектом цифрового евро.