Евросоюз рвётся в космос, да лететь не на чем

Евросоюз рвётся в космос, да лететь не на чем

Пустые мечтания и печальная реальность

Европе нужен суверенный доступ к космосу, чтобы иметь возможность получать разведывательные спутниковые данные и меньше зависеть от США, заявил глава наблюдательного совета европейской компании Airbus Рене Оберман.

«В течение многих лет у Европы не было больших космических амбиций. В результате мы сильно отстаем. В 2024 году в США было проведено более 140 пусков ракет, в Китае – около 70, в Европе – три», – заявил Оберман в интервью газете Handelsblatt. – Нам нужен суверенный доступ к космосу и европейские спутниковые группировки, чтобы иметь возможность осуществлять связь независимо от Маска и Starlink соответственно и получать военные разведывательные данные через спутник».

В феврале лидер ХДС/ХСС и вероятный следующий канцлер Германии Фридрих Мерц также подчеркивал важность независимого европейского доступа к космосу в свете изменения внешней политики США.

Министр Вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню в интервью Le Journal du Dimanche заявил, что европейские страны должны с осторожностью относиться к сотрудничеству со SpaceX Илона Маска и не допустить ущерба своей космической программе.

По словам Лекорню, в последние десятилетия страны ЕС недостаточно развивали космическую сферу. «Когда Илон Маск запустил SpaceX с моделью многоразовой ракеты-носителя, мы посчитали, что это не сработает, мы остались заложниками старых подходов», – заявил он, добавив, что частной компании удалось добиться того, от чего отказались государства, хотя у них есть промышленные и финансовые возможности. «Пора просыпаться», – призвал министр.

Глава Европейского космического агентства (ESA) Йозеф Ашбахер минувшей осенью говорил, что у агентства были серьезные проблемы, в частности, наблюдался «небольшой кризис с ракетами-носителями», но сейчас оно находится «на оптимальном пути»: в частности, в июле 2024 года была запущена новая французская ракета Ariane 6, а в начале сентября – ракета-носитель Vega, которая успешно вывела на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли Sentinel-2 °C.

На самом деле, главная проблема космических программ Евросоюза – разработка современной ракеты-носителя далеко не решена.

11 января 2024 года Европейское космическое агентство (ESA) объявило свои приоритеты, где обеспечение для Европы независимого доступа в космос стало наиважнейшим. ESA делает ставку на две европейские ракеты: Ariane-6, средне-тяжелого класса и ракету-носитель легкого класса Vega C.

Руководство ESA также сообщило, что его бюджет на 2024 год достиг рекордного уровня в 7,79 миллиарда евро. Это на 10% больше, чем в 2023 году. Глава ESA Йозеф Ашбахер указал, что сектор наблюдения за Землей получает большую часть средств: более 2,3 миллиарда евро (30,5%). На втором месте по инвестициям стоит развитие и обслуживание европейской навигационной системы с 13,5% бюджета (1051,1 миллиона евро). На третьей позиции – космический транспорт. Сектор получил 1032,7 млн евро (13,3%).

Несколько лет назад в европейской ракетной отрасли возникла проблема:

ракета-носитель Ariane 5 устарела. Вместо неё решили построить новую. 

Германия занялась разработкой верхней ступени ракеты, создание твердотопливных ускорителей поручили Италии, а первую ступень стала разрабатывать Франция.

Существуют две концепции построения национального парка ракет-носителей. Первая – так называемый универсальный ряд, то есть создание линейки ракет разной размерности на общей конструктивной базе. Вторая – концепция «единой» ракеты, которая при таком подходе должна быть тяжёлой.

Для России традиционны универсальные ряды ракет. К ним относятся, например, «Ангара» и «Союз». Первой «единой» ракетой был американский шаттл. К этой концепции близка американская ракета Falcon-9 компании SpaceX Илона Маска. 

В Евросоюзе за свою историю их космических программ постоянно меняли концепции. Сначала запускали Ariane-1 – это была «единая» ракета, затем – Ariane-4, относящуюся к универсальному ряду и имеющую шесть вариантов.

Затем в ЕС передумали и запустили «единую» ракету Ariane-5. 

Однако новейшая Ariane-6 вновь относится к концепции универсального ряда. При этом она частично унифицирована с лёгкой ракетой Vega. 

Как сообщал Bloomberg, в 2023 году Франция, Германия и Италия подписали соглашение с французской компанией Arianespace на спонсирование ракеты Ariane 6 на сумму €340 млн в обмен на скидку на покупку ракеты на 11%. Соглашение было подписано с целью догнать конкурентов из SpaceX.

И вот 9 июля 2024 года европейская тяжелая ракета Ariane 6 стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане, как сообщили в ESA. 

«Новое поколение семейства Ariane стартовало успешно и фактически восстановило европейский доступ к космосу, – заявил Йозеф Ашбахер. – Первый запуск новой тяжелой ракеты происходит не каждый год; он происходит только раз в 20 или, может быть, в 30 лет».

Однако, по данным Financial Times, на заключительном этапе запуска у Ariane 6 возникла проблема со вспомогательной силовой установкой. В частности, верхнюю ступень ракеты не удалось вернуть на Землю, как это планировалось. Она продолжит вращаться вокруг нашей планеты в течение нескольких лет, после чего ее затянет в атмосферу Земли, где она сгорит.

Второй запуск Ariane 6 должен был состояться 26 февраля с космодрома Куру во Французской Гвиане, однако был отменён из-за технических проблем. Повторная попытка была намечена на 3 марта, но Ariane 6 не взлетела из-за технической неисправности стартового комплекса. 

«Была обнаружена аномалия... клапан оказался неисправным на одной из труб, по которым заправляется пусковая установка»,сообщил руководитель Arianespace Давид Кавайоль.

Через три дня, 6 марта, Ariane 6 все же  стартовала с разведывательным спутником CSO-3 Космического командования вооруженных сил Франции, как сообщили в Arianespace.

Спутник оптико-электронной разведки CSO-3 массой 3,5 тонн станет третьим во французской орбитальной группировке аналогичных аппаратов. Первые два из них были запущены в 2018 и 2020 годах с помощью российских ракет «Союз».

Сообщается, что Франция будет делиться изображениями, полученными CSO-3, с вооруженными силами Германии и Бельгии, которые инвестировали в создание спутников.

Министр обороны Франции Себастьян Лекорню приветствовал вывод спутника на орбиту, назвав успех запуска важным этапом» в возвращении Франции и Европы к автономии и суверенитету в космосе.

Однако, имея в активе всего один успешный полет Arian 6, заявлять об автономии и суверенитете в космосе, мягко выражаясь, крайне преждевременно. Тот факт, что на орбиту был выведен лишь один французский военный спутник, говорит о том, что французы не уверены в надежности новой ракеты и не хотят рисковать своей репутацией, предлагая Arian 6 для вывода на орбиту спутников других стран.

С легкой ракетой Vega дела у Евросоюза обстоят гораздо хуже.

Европейская лёгкая четырёхступенчатая одноразовая ракета-носитель Vega, разрабатывалась с 1998 года Европейским космическим агентством (ЕКА) и Итальянским космическим агентством (ASI).

Первый запуск ракеты состоялся 13 февраля 2012 года с космодрома Куру во Французской Гвиане.

Спустя десятилетие эксплуатации, ракета-носитель не смогла занять свою нишу на рынке дешёвых коммерческих запусков. Серьёзные проблемы в логистике, неудачные запуски и сильная конкуренция со стороны SpaceX заставили ESA перепрофилировать эту ракету-носитель для европейских клиентов, готовых платить больше ради сохранения независимого доступа к космосу. 

В 2019 году в работе ракеты Vega при запуске военного разведывательного спутника для Объединенных Арабских Эмиратов произошел сбой. 

Год спустя еще одна ракета Vega не дошла до орбиты и уничтожила два испанских и французских спутника. После этого в ESA одобрили разработку ее замены, Vega-C для работы с более тяжелыми полезными нагрузками.

Vega-C успешно стартовала в июле 2022 года, но потерпела неудачу во время второго полета пять месяцев спустя. С тех пор она не летала.

Осенью 2023 года произошла совершенно феерическая история на стартовом комплексе Vega-C. Пропали два из четырех топливных баков верхней ступени, которые вскоре были найдены раздавленными на свалке, согласно отчету, опубликованному European Spaceflight. Баки содержат крайне токсичные гидразин и азотный тетроксид – топливо для двигателя верхней ступени.

Этот скандал вконец подорвал репутацию итальянской аэрокосмической компании Avio, разработчика и производителя этой     неудачливой ракеты.

Проблемы с надёжностью ракеты Vega совпали с растущей конкуренцией на рынке коммерческих запусков. Vega, основанная на одноразовой конструкции, была слишком дорогой, чтобы конкурировать со SpaceX, которая начала предлагать совместные полеты на своей рабочей лошадке Falcon 9 в 2021 году.

Avio начала разработку новой многоразовой ракеты Vega Next. Анонсирован старт огневых испытаний прототипа ракеты в третьем квартале 2025 года. Планы Avio включают поэтапный переход к полностью многоразовым системам.

У Евросоюза есть не только коммерческие и научные космические проекты, но и весьма амбициозные планы в сфере военного космоса, о которых в конце январе 2025 года заявил комиссар ЕС по обороне и космосу Андрюс Кубилюс.

Европейские страны, отметил он во время выступления на 17-й Европейской космической конференции, должны рассмотреть варианты «создания общего европейского космического пространства для мониторинга угроз, включая военные угрозы».

Это может стать первыми шагами «на пути к созданию Европейского космического щита для объединения наших усилий по обороне в космосе», уточнил Кубилюс.

Впрочем, что толку от этих беспочвенных мечтаний, если в текущей реальности милитаристам из Евросоюза летать в космос просто не на чем?