Уже более десяти лет в мире идут дискуссии о цифровых деньгах. Пожалуй, начало им дала криптовалюта биткойн, первый выпуск которой состоялся 3 января 2009 года. За эти годы появлялись и погибали тысячи криптовалют. Был, конечно, неубиваемый остаток одной-двух сотен криптовалют – Bitcoin, Ethereum, Litecoin, Ripple и др. Однако и там происходили свои взлёты и падения. Выдвигались справедливые замечания по поводу этих криптовалют: они являются пустыми, не имеющими никакой стоимости. А потому их и деньгами назвать нельзя, это инструмент спекуляций, цена которого может плясать в широком диапазоне. Криптовалюта не может выполнять классических функций денег – быть мерой стоимости, средством обмена и платежей, средством накопления.
В 2010-х годах появились первые частные цифровые деньги, которые были призваны преодолеть недостатки существовавших до этого криптовалют – так называемые стейблкойны (stablecoin). Это были цифровые деньги, сохраняющие преимущества существовавших криптовалют (децентрализация операций, не требующая посредников типа банков; обеспечение конфиденциальности операций и анонимности участников), а также преодолевающие такой недостаток обычных криптовалют, как их высокая волатильность (сильные колебания курса по отношению к обычным деньгам).
В настоящее время печатные станки ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии, других ведущих центробанков включены на полную мощность. Рано или поздно это закончится крахом ведущих резервных валют (доллар США, евро, британский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк и др.). Кроме того, США всё более беззастенчиво вмешиваются в дела других государств, размахивая дубинкой экономических санкций. Одна из самых опасных санкций – блокирование платёжных операций, проходящих через системы SWIFT, Fedwire, CHIPS (Clearing House Interbank Payments System). Блокирование неизбежно нанесёт удар не только по тем государствам, где в понятиях Вашингтона что-то «неправильно», но также по банкам и компаниям западных стран, поддерживающих деловые связи с банками и компаниями «неправильных» государств. Это подтолкнёт к разработке проектов альтернативных валют и платёжных систем для таких валют. Особая надежда возлагается на цифровые валюты и обслуживающие их платёжные системы, которые находятся вне сферы влияния государственных контрольно-регулирующих органов.
Именно такую цифровую валюту и соответствующую платёжную систему решил создать основатель и глава компании Facebook Марк Цукерберг. Facebook – крупнейшая социальная сеть в мире. Одноимённая компания (Facebook Inc.), владеющая сетью, была основана 4 февраля 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете – Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом.
Планы у Марка Цукерберга с самого начала были наполеоновские. Сеть Facebook насчитывает 2 миллиарда пользователей. Если бы их удалось заинтересовать новой цифровой валютой, сделать пользователями системы платежей на базе социальной сети, можно было создать крупнейшую в мире платёжную систему, которой не нужны банки и которая была бы неподконтрольна центробанкам и другим регуляторам. Всё, что потребуется пользователям будущей цифровой валюты и платёжной системы, – смартфон ценой долларов 40.
Цукерберг действовал энергично. Весной 2018 года он объявил о создании подразделения компании Facebook для разработки технологии блокчейна. Он пригласил Дэвида Маркуса (бывшего президента PayPal и бывшего руководителя подразделения Facebook Messenger) в качестве руководителя проекта и около пятидесяти человек для работы под его началом.
Первоначально цифровая валюта называлась Facebook Coin. Она предназначена для платежей и денежных переводов через мессенджеры WhatsApp и Facebook Messenger во всех странах присутствия Facebook. С самого начала она была определена как цифровая валюта, относящаяся к классу stablecoin, т. е. имеющая устойчивый обменный курс по отношению к обычным валютам. Предполагается, что для повышения стабильности цифровой валюты её обеспечение будет состоять из доллара, евро и других резервных валют.
Цукерберг заявил, что рассчитывает своей цифровой валютой охватить несколько миллиардов человек – пользователей мессенджеров WhatsApp (1,5 миллиарда пользователей), Facebook Messenger (1,3 миллиарда) и Instagram (1 миллиард). У компании Facebook есть планы объединить различные приложения для обмена сообщениями в одно универсальное. Компания будет добиваться того, чтобы пользователям было проще общаться и обеспечить безопасный протокол шифрования с помощью блокчейн.
В июне 2019 года Цукерберг представил будущую цифровую валюту под названием Libra. Тогда же он сообщил, что новую цифровую денежную единицу можно будет купить за любую валюту и использовать для расчётов в интернете, как в обычных магазинах. Было также сообщено, что валюта Libra будет выпущена некоммерческой ассоциацией Libra Association, базирующейся в Швейцарии. Партнёрами Facebook в проекте Libra первоначально были такие известные компании, как PayPal, Visa, MasterCard, Stripe и eBay, но они покинули проект. В настоящее время в проекте продолжают участвовать такие компании, как Uber, Spotify, Iliad и другие (всего более двух десятков известных компаний).
В ноябре 2019 года представители Libra Association сообщили об успешном тестовом запуске основной сети проекта. Конечно, проект Libra имеет сходство с некоторыми другими подобными проектами. Например, китайский технологический гигант Tencent разработал цифровую валюту E-Yuan для электронных платежей на основе сервиса WeChat Pay, которым пользуются около одного миллиарда человек. Указанное мобильное приложение позволяет пользователям интернета общаться в чате, покупать авиа- и железнодорожные билеты, оплачивать покупки товаров и поездки на такси. Отличие от Libra состоит в том, что китайская цифровая валюта Tencent находится под контролем правительства КНР.
Мессенджер Telegram, имеющий 180 миллионов пользователей, планировал запустить собственную платёжную систему на основе блокчейн-платформы Gram. Однако 12 мая 2020 года компания заявила об отказе от этих планов.
Отношение правительств и центральных банков разных стран к проекту Libra неоднозначно. Некоторые центробанки смотрят на проект положительно, полагая, что Facebook обкатает новую цифровую валюту, а они воспользуются этим опытом для запуска проектов официальных цифровых валют. Другие правительства и центробанки проявляют беспокойство, опасаясь, что валюта Libra может подорвать монополию центробанков и находящихся под ними коммерческих банков на эмиссию официальных фиатных денег и платежи с помощью таких денег. Так, министр финансов Франции Брюно Ле Мэр высказался за полный запрет Libra на территории еврозоны из-за рисков для государственного суверенитета многих стран.
Серьёзную оппозицию Libra составили также власти Германии и ряда других стран еврозоны. Против этой валюты выступали председатель ФРС Джером Пауэлл и министр финансов США Стивен Мнучин. В частности, год назад Джером Пауэлл высказался по этому поводу пред комитетом по финансовым услугам палаты представителей Конгресса США: «В то время как инициаторы проекта делают акцент на новые общественные выгоды вроде улучшенного доступа потребителей к финансовым ресурсам, Libra вызывает много серьёзных опасений… Опасения возникают из-за возможности довольно широкого распространения Libra. У Facebook более двух миллиардов пользователей, поэтому впервые появилась опасность очень широкого внедрения. Любые проблемы, связанные с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими вещами, на которых мы все сосредоточены, немедленно получают гораздо более серьёзное значение просто из-за масштабов социальной сети Facebook».
Председатель ФРС Джером Пауэлл
Глава ФРС не стал окончательно ставить крест на цифровой валюте Facebook, но заявил, что она не может внедряться без преодоления всех указанных недостатков. Одним из убеждённых противников проекта Libra выступает госпожа Максин Уотерс (Maxine Waters), член нижней палаты Конгресса США от Демократической партии. Её аргументами против Libra является то, что эта валюта создаст параллельную денежно-кредитную систему и будет конкурировать с официальной долларовой. А это серьёзная угроза для суверенитета и безопасности Соединённых Штатов.
Одновременно проект Libra стал толчком, который побудил денежные власти США пересмотреть свое мнение о необходимости официальной цифровой валюты для Америки. Ещё в прошлом году их отношение к такой валюте было отрицательным. А в текущем году США приступили к активной подготовке проекта цифрового доллара.
Несколько слов о компании Facebook. Её самым крупным индивидуальным акционером является Марк Цукерберг. Этот харизматический бизнесмен не теряет оптимизма по поводу будущего цифровой валюты и платёжной системы Libra. Он делает ставку на то, что его сторонниками являются миллениалы (возрастная группа, рождение которой приходится на последние два десятилетия ХХ века). Он уверен, что именно это поколение создало капитализацию компании Facebook, превысившую в начале сего года 600 млрд. долл. (прибыль по итогам 2019 года – 70 млрд. долл.). К 2030 году миллениалы войдут в полную силу с политической и финансовой точек зрения и станут мощной опорой компании Facebook и валюты Libra. Цукерберг не собирается пассивно ждать нужных ему изменений в мире. Он будет всячески им способствовать. Через возможности Facebook на международном уровне руководитель компании планирует формировать новый управляющий класс – нетократию. Принадлежащая главе Facebook и его супруге Присцилле Чан компания Chan Zuckerberg Initiative должна стать инструментом таких преобразований. В частности, инвестировать в индивидуальное образование и предоставить платформу для молодых предпринимателей и учёных. Планируется, что новая цифровая валюта будет воспринята не только половиной взрослого населения Земли (около 2 миллиардов пользователей сети Facebook), но всем малым бизнесом планеты (около 140 млн. юридических лиц).
Другими крупными акционерами Facebook (крайне редко упоминаемыми) являются такие институциональные инвесторы, как The Vanguard Group, BlackRock, FMR, State Street Corporation, T. Rowe Price. Это крупнейшие в мире финансовые холдинги, каждый из которых ворочает активами в триллионы долларов. Это те структуры, которые совместно участвуют в капитале банков Уолл-стрит и в конечном счёте являются акционерами ФРС США.
Марк Цукерберг – фигура, за которой стоят хозяева денег.
Некоторые эксперты полагают, что эти акционеры (финансовые холдинги) сделали ставку на валюту Libra как на «запасной аэродром» на случай краха мировой валютной системы. Впрочем, есть и иные мнения. Учитывая, что одни и те же акционеры стоят за проектом Libra и за Федеральной резервной системой США, можно предположить, что противоречия между проектами Libra и цифрового доллара не являются принципиальными. Первый из них (Libra) может играть роль пилотного проекта, который в какой-то момент сольётся с проектом цифрового доллара или будет им поглощён.
Заглавное фото: REUTERS/Dado Ruvic