В пятницу, 7 августа, началась загрузка ядерного топлива в первый энергоблок Белорусской АЭС.
«В 11:45 в активную зону реактора была загружена первая тепловыделяющая сборка (ТВС) со свежим ядерным топливом. До конца месяца последовательно будут загружены 163 тепловыделяющие сборки»,
– говорится в сообщении «Росатома».
После загрузки реактор выведут на минимально контролируемый уровень (1% мощности) с проведением соответствующих исследований. И только после этого реактор приобретёт «статус ядерной энергетической установки».
Затем последуют подтверждения надёжности и безопасности работы первого энергоблока БелАЭС, и начнётся этап энергетического запуска – это означает, что первый энергоблок будет включён в энергетическую сеть, пояснили в пресс-службе «Росатома».
Первый заместитель генерального директора по операционному управлению «Росатома» Александр Локшин рассказал, что согласно плану, второй энергетический блок БелАЭС будет введён в строй в середине 2022 года. И успокоил, что все технологии полностью отвечают «постфукусимским» требованиям, а все комиссии МАГАТЭ, побывавшие на БелАЭС, признали станцию полностью надёжной и соответствующей всем требованиям безопасности.
Казалось бы, в Литве могут вздохнуть и успокоиться.
Но нет.
В пятницу, 7 августа, Литва направила Беларуси ноту протеста в связи «с началом загрузки ядерного топлива в первый энергоблок Белорусской АЭС (БелАЭС)».
Правительство Литвы решительно осуждает действия соседнего государства. Поскольку эти действия «нарушили принципы открытости, прозрачности и добрососедства», а начавшаяся работа атомной станции вблизи Вильнюса – столицы Литвы – «представляет непосредственную угрозу национальной безопасности, окружающей среде и населению республики из-за нерешённых проблем по ядерной безопасности», сообщает пресс-служба МИД Литвы.
«Литва призывает Минск приостановить запуск станции до тех пор, пока не будут выполнены рекомендации процесса стресс-тестирования Европейского союза (ЕС), а также предлагает начать сотрудничество с Европейской группой регулирующих органов по ядерной безопасности, Европейской комиссией и другими международными организациями»,
– говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Литвы.
Глава МИД Линас Линкявичюс напомнил, что требования безопасности, которые выдвигает Литва, важны не только для Литвы, но и для Беларуси, и для всего Евросоюза. А также требует разобраться, настоящая ли лицензия получена Минском на запуск атомной станции.
А министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас заявил, что теперь вся ответственность за ядерную безопасность БелАЭС ложится на МАГАТЭ.
«Ядерная безопасность является высшим приоритетом для МАГАТЭ, поэтому в этом случае МАГАТЭ должно обеспечить, чтобы ядерная безопасность на Белорусской АЭС не ставилась под сомнение и чтобы у нас были ответы на вопросы, которые остаются без ответа. Постоянные и активные действия по обеспечению ядерной безопасности – это вопрос ответственности МАГАТЭ перед Литвой и всем регионом»,
– говорится в заявлении министра.
Соб. корр. ФСК