Англоязычная газета Страны восходящего солнца The Japan Times опубликовала статью, в которой сообщает о привлекших внимание посещениях премьер-министром Японии Синдзо Абэ больницы университета Кэйё. Поползли слухи о серьзном заболевании премьера, которое может вынудить его досрочно покинуть свой пост, до истечения срока в сентябре 2021 года. Ближайшее окружение Абэ, в первую очередь общающийся с ним ежедневно генеральный секретарь Кабинета министров Ёсихидэ Суга, пытается развеять эти слухи, утверждая, что премьер проходит обычную диспансеризацию. Сам Абэ разъяснил журналистам, что посетил второй раз больницу, чтобы получить результаты проведенного ранее обследования.
Не будем спекулировать на проблеме самочувствия Абэ-сан. Каждый может устать, почувствовать недомогание, заболеть. Тем более при столь напряжённом графике работы.
Японские журналисты, конечно, не преминули обыграть тот факт, что второе за неделю посещение Абэ больницы совпало с днём, когда он поставил абсолютный рекорд продолжительности непрерывного пребывания во главе правительства Японии, превзойдя бывшего до этого рекордсменом своего двоюродного деда Эйсаку Сато. Однако этот рекорд может стать одним из немногих достижений, которое останется в анналах японской политической истории.
В отличие от других более осторожных премьер-министров Абэ-сан при вступлении в должность в 2012 году широковещательно объявил весьма амбициозную программу. И если обещания справиться с затянувшейся на десятилетия стагнацией экономики в определённой степени удалось выполнить, добившись некоторых, хотя и не кардинальных, сдвигов в лучшую сторону, то с решением вопросов, которые позволили бы Абэ «оставить свое имя в школьных учебниках», дело не заладилось.
Нынешний премьер немало преуспел в возрождении японских вооружённых сил, вывел их по бюджетным ассигнованиям на мировой уровень. Сегодня по военным расходам и оснащению современными видами оружия Япония, по разным подсчётам и оценкам, занимает 6-8-е место в мире – $48,5 млрд. Она опережает армии таких стран, как Турция, Италия, Иран, Канада. По военным затратам Япония стоит вровень с ядерными державами – Великобританией ($50 млрд), Францией ($40 млрд), Индией ($47 млрд), а также Германией ($49,5 млрд).
Во время своего первого пребывания на посту премьера в 2006-2007 гг. Абэ добился создания в стране министерства обороны. А вернувшись в 2012 году к власти, он в 2014 г. протащил через парламент законопроект, позволяющий японским «силам самообороны» действовать за рубежом, «приходить на помощь США и другим дружественным странам», хотя и в строго определённых ситуациях.
Все это побудило Абэ в практической плоскости поставить вопрос об изменении «мирной» Конституции Японии, удалении из неё торжественного отказа японского народа от обладания вооружёнными силами и права ведения войны. Был провозглашен курс на создание «нормального государства», обладающего всеми современными видами вооружённых сил.
Однако Абэ недооценил глубоко укоренившийся в сознании японцев пацифизм, память о бедах, принесённых войной. Потому-то и не удаётся ему добиться устойчивого большинства на референдуме по изменению Конституции, если такой референдум удастся провести. Думается, в оставшийся до ухода Абэ с премьерского поста год в условиях резкого снижения производства в стране (ВВП Японии во II квартале 2020 года упал на 27,8% в годовом выражении по сравнению с предыдущим кварталом) референдума не будет. Да и в обозримом будущем перспективы стремящихся к воссозданию страны в качестве военной державы правонационалистических сил не выглядят обнадеживающими.
Маловероятно и разрешение весьма чувствительной для японцев проблемы похищенных в 70-80-е годы ХХ века северокорейскими спецслужбами соотечественников, что также обещал Абэ. Несмотря на не раз высказанное пожелание японского премьера организовать его встречу с лидером КНДР «без предварительных условий», в Пхеньяне такие условия выдвигают. Заявляя, что после возвращения на родину пятерых захваченных японцев в КНДР больше нет граждан Японии, северокорейское руководство ожидает от официального Токио извинения от имени японского государства за установленный японцами в Корее и существовавший в 1910-1945 гг. жестокий колониальный режим. Японское правительство должно также согласиться выплатить крупные денежные компенсации за нанесённый в годы оккупации ущерб. Руководство КНДР ожидает, кроме того, что японо-северокорейский саммит будет сопровождаться хотя бы частичным снятием жёстких санкций, призванных задушить КНДР экономически, чего Токио не скрывает да ещё требует ужесточения санкций от союзников.
И уж совсем, считаю, было безответственно обещать народу, вплоть до клятвы на могиле отца, как это сделал Абэ, «вернуть» якобы исконно японские Курильские острова. Причём не Шикотан и Плоские-Хабомаи, которые по легкомыслию, если не сказать сильнее, обещал подарить японцам Хрущёв, а все южно-курильские острова, составляющие по площади и омываемой акватории половину Курильского архипелага.
Сейчас 88,2% японцев не верят, что Абэ удастся хоть что-то получить от России за оставшееся время пребывания у власти. Полагаю, после внесения с одобрения российского президента Владимира Путина поправки в Конституцию РФ о запрете отчуждения территории России не верит в это и сам Абэ.
Двухдневный телефонный опрос информационного агентства Киодо, проведенный в минувшие выходные, показал, что поддержка кабинета Абэ снизилась с 38,8 процента месяц назад до 36,0 процента. Это второй минимум с тех пор, как Абэ вновь занял свой пост в 2012 году. Зная немного японское общество и настроения японцев, могу предположить, что дальше кривая поддержки нынешнего премьера и его кабинета будет идти устойчиво вниз. Как рассказывал автору этих строк один бывший японский премьер, нелегко видеть по утрам в газетах сообщения о падении твоего рейтинга. Кстати, тот бывший премьер ушёл досрочно, сославшись на здоровье…