Греция подтвердила недавно готовность реализовать проект строительства подводного электрического кабеля Great Sea Interconnector (GSI) – крупнейшего энергопроекта в Средиземном море, который должен соединить энергосистемы Европы, Кипра и Израиля. Об этом сообщил кипрский портал Kiprinform после появления в СМИ статей о возможной остановке проекта из-за финансовых и геополитических трудностей.
Проект Great Sea Interconnector стоимостью 1,9 млрд евро ($2,12 млрд) предусматривает прокладку кабеля, который свяжет европейские электросети с Кипром. Оттуда кабель будет протянут до Израиля. По завершении, по словам организаторов проекта, это будет «самый длинный в мире» такой высоковольтный кабель протяженностью 1240 км (770,5 миль), а также самый глубокий – 3000 метров. Проект реализуется греческим оператором электросетей Admie. Он предполагает прокладку подводного кабеля по дну Средиземного моря, обеспечивая Кипру доступ к общеевропейской энергосистеме. На следующем этапе кабель протянут до Израиля.
«Мы с самого начала знали, что реализация греческо-кипрско-израильского энергосоединения будет непростой задачей», – сказал Манос Манусакис, президент и генеральный директор Независимого оператора по передаче электроэнергии (IPTO). И действительно объединение энергосистем имеет важное стратегическое значение. Для Кипра это означает конец многолетней энергетической изоляции и укрепляет его интеграцию в ЕС. Для Греции и Кипра это укрепляет их геополитическое положение на фоне продолжающейся напряжённости в отношениях с Турцией и других неопределённостей в Восточном Средиземноморье. Тем временем Израиль получает альтернативный источник энергии.
Как известно, проект был разработан компанией EuroAsia Interconnector, принадлежащей Кипру, и запущен еще в 2012 году. Особенно он важен для Кипра. Трагический взрыв на военно-морской базе Мари в июле 2011 года продемонстрировал уязвимость Кипра в энергетическом плане. В результате взрыва погибли 13 человек, а близлежащая электростанция Василикос была разрушена, что привело к длительным отключениям электроэнергии. Этот кризис, из-за которого Кипр был вынужден импортировать электроэнергию с оккупированной Турцией северной части острова, подчеркнул острую необходимость в энергетической безопасности.
В январе 2022 года Европейская комиссия одобрила выделение гранта в размере 657,9 млн евро на реализацию этой инициативы. Тогдашний министр энергетики Кипра назвал это финансирование прорывом, который положит конец энергетической изоляции Кипра. Строительство первой очереди межсетевого соединения началось в декабре 2023 года, когда IPTO поручила компании Nexans зарезервировать производственные мощности для кабелей и начать соответствующие процедуры.
В сентябре 2024 года Греция и Кипр подписали двустороннее соглашение, чтобы ускорить осуществление проекта. Однако его реализация сталкивается с серьезными препятствиями. Одним из главных вызовов остается конфликт между Грецией и Турцией по поводу морских границ и юрисдикции. Так, судам компании Nexans, занимающимся исследованием маршрута кабеля у побережья Крита, пришлось покинуть место работ раньше запланированного срока после того, как Турция оспорила права Греции на этот район.
Как сообщила 3 марта греческая газета Katimerini, итальянское исследовательское судно Ievoli Relume отправилось от Крита в итальянский порт Мессину, поскольку греческий оператор электросетей (ADMIE) временно заморозил платежи французскому производителю кабельной продукции Nexans из-за сохраняющейся неопределенности по поводу объединения электросетей Крита и Кипра. Контракт на поставку и укладку кабеля с Nexans оценивается в 1,4 млрд евро, однако акции компании упали после сообщений о том, что Admie задержала платежи. Позднее Nexans заявила, что получила крупные выплаты, которые позволяют продолжить производство кабеля, и подтвердила готовность выполнить свои обязательства. Однако с учетом противодействия Анкары такое будет сделать непросто.
Кроме внешних вызовов, проект вызвал разногласия также между Грецией и Кипром. Кипрская сторона выразила обеспокоенность жизнеспособностью проекта и потребовала гарантий его финансирования. На этом фоне представитель греческого правительства Павлос Маринакис на пресс-конференции заявил: «Я подтверждаю приверженность всех заинтересованных сторон успешному завершению этого инфраструктурного проекта стратегического значения». При этом участники проекта рассчитывают в этом деле на поддержку США.
Перспективы реализации проекта GSI уже обсуждались в марте на трехсторонней встрече министров иностранных дел Греции, Кипра и Израиля, которая состоялась в Афинах. Как сообщила греческая газета Vima, стороны дали ясно понять, что они с нетерпением ждут возобновления формата «3+1» – Греция – Кипр – Израиль + США, а министр иностранных дел Греции Георгиос Герапетритис отметил, что он сам поднимал этот вопрос во время встречи с госсекретарем США Марко Рубио в Вашингтоне и получил «в принципе положительный ответ».
Коснувшись попыток Турции заблокировать проект, Георгиос Герапетритис пояснил, что «это проект, представляющий общий интерес для Европейского союза. Это программа объединения между Грецией, Кипром и в конечном итоге Израилем. Она будет реализована и завершена. Мы заботимся о том, чтобы не было никаких помех в этом проекте. Мы понимаем, что проекты объединения имеют большое значение как для энергетической стабильности и безопасности нашего региона, так и для Европы в целом и мира. Программа будет продолжена на основе планирования, которое будет завершено».
А говоря о кипрском урегулировании, что тесно связано с возможностью реализации в регионе таких крупных проектов, Герапетритис отметил, что Греция «всегда будет поддерживать усилия Республики Кипр по справедливому и устойчивому решению, как определено в резолюциях Совета Безопасности ООН о двухзональной, двухобщинной федерации». Указать, что «в мире, полном проблем, разделение не может быть решением».
Министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар, со своей стороны, повторил, что позиция Израиля по кипрскому вопросу ясна и что «Израиль поддерживает территориальную целостность Кипра». «Вторжение и продолжающаяся оккупация со стороны Турции неприемлемы и противоречат усилиям Турции позиционировать себя как защитника региональной стабильности». Он охарактеризовал треугольник Греция – Кипр – Израиль как «основу стабильности и сотрудничества, которая позволяет нам расширять наши стратегические связи за пределы прочных отношений, существующих на двустороннем уровне».
Однако как сообщила 6 апреля уже упомянутая газета Vima, Анкара активизирует попытки сорвать реализацию проекта GSI, что усиливает напряженность в регионе. Аналитики издания ссылаются на публикацию в газете Тürkiye, которая считает его «опасным альянсом в Эгейском море». Турецкие дипломатические источники, пишет Тürkiye, говорили об «односторонних действия Греции, которые «демонстративно» игнорируют тот факт, что границы шельфа и Исключительной экономической зоны (ИЭЗ) в Эгейском море и Восточном Средиземноморье еще не зафиксированы по взаимной договоренности». Газета указывает, что «Анкара неоднократно заявляли на международных форумах, что такие действия нарушают Конвенцию ООН о законе Моря и принципами добрососедства».
В заключение турецкая газета пригрозила, что Анкара «внимательно наблюдает» за тем, что происходит в регионе, и пообещала, что в ответ «будут приняты все необходимые меры без каких-либо оговорок». А какие это будут меры нетрудно догадаться. Совсем недавно Анкара отправляла свои военные корабли, когда греческие исследовательские суда пытались вести бурильные работы в тех районах, которые они не признают входящими в ИЭЗ Греции или Кипра. По этой причине понятно, что если работы продолжаться, то напряженность в регионе, где и так сложилась крайне опасная ситуация, может еще больше обостриться.
Учитывая эту позицию Анкары, уже упомянутая Vima, добавляет, что «не ожидается, что проект строительства подводного электрического кабеля Great Sea Interconnector будет реализован, пока продолжаются нынешние конфликты на Ближнем Востоке.
Как сообщила 10 апреля греческая газета Katimerini, «источники в Министерстве обороны Турции» выступили с угрозами в адрес Греции и Кипра в связи с известиями о возобновлении работе по размещению подводного электрического кабеля. Министерство предупредило что без учета интересов и согласия Турции, которая имеет самую протяженную береговую линию в Восточном Средиземноморье, а также Турецкой республики Северного Кипра, как Анкара называет оккупированную ею северную часть острова, «стойкое стремление осуществление проектов в Восточном Средиземноморье, которые планируют Греции и третьи лица», невозможно. Министерство пригрозило, что «не будет колебаться, чтобы использовать власть» против тех, кто «угрожает безопасности «турок-киприотов».