В российских СМИ встречается версия о том, что новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга якобы имеет какой-то отличный от замыслов Абэ «план Б» для овладения российскими Курилами. Мое знание ситуации отвергает эти, прямо скажем, вымыслы.
У Суги априори не может быть своего оригинального подхода к надуманной «территориальной проблеме», кроме разве что отказа от заманивания Путина в тенета «экономического сотрудничества», к которому безуспешно прибегал Абэ. В подтверждение этих слов можно напомнить, что Суга дословно повторяет сентенции ушедшего в отставку премьера о «необходимости незамедлительно решать проблему островов». Разве мы не слышали от Абэ такие, например, слова Суги: «Я сказал (Путину), что не хочу передавать проблему принадлежности северных территорий следующему поколению и намерен решить ее»? Осталось только повторить призыв к Путину решить территориальный вопрос (в пользу Японии, разумеется) и подписать мирный договор «своими руками».
Да Суга и не скрывает, что будет продолжать политическую линию на российском направлении и рассчитывает при этом на помощь Абэ. Вот только позволят ли ему это делать те влиятельные деятели внутри правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и еще более влиятельные СМИ Японии, которые после ухода Абэ подвергают резкой критике его тактику «заигрывания с Путиным»? А то и обвиняют чуть ли не в измене за якобы согласие в Сингапуре ограничить требования к Москве Малой Курильской грядой – островом Шикотан и группой островов Плоские (Хабомаи по-японски). При этом достается бывшему премьеру и за излишнее доверие, за следование рецептам его «личных советников», которые, по мнению японских специалистов, и привели Абэ к фиаско в его переговорах с российским президентом. С этим трудно не согласиться. Взять хотя бы изгнанного из ЛДП и отбывшего тюремный срок за коррупцию «непотопляемого» политикана Мунэо Судзуки, который неведомым путем пробрался в ближайший круг Абэ и, как сообщают, конфиденциально инструктировал последнего о методах «работы с Путиным».
Достается и экономическому советнику Абэ, выходцу из министерства торговли и промышленности Такая Имаи. Вот что о нем пишет один из ведущих японских специалистов по «территориальной проблеме» профессор Акихиро Ивасита: «Постепенно администрация Абэ отодвинула МИД (Японии) от решающей роли в японско-российских отношениях, и главное место в них занял личный советник премьер-министра Такая Имаи, которого за глаза часто называли «теневым премьером». С уходом в 2016 году ненавидевшего Путина президента Обамы офис премьера, в котором основную роль играли ставленники министерства торговли и промышленности, на радость Путину начал выдвигать различные проекты экономического сотрудничества с Россией. Тогда же появилась большая «агитка» кабинета с письмом бывших жителей северных островов Путину с просьбой облегчить посещение могил предков. Плодились планы «первоочередного» получения Шикотана и Хабомаи и «совместного управления Кунаширом и Итурупом» (так называемый «план 2 острова + альфа»). Затем появился «план совместной хозяйственной деятельности на 4 островах, не нарушающий суверенитета над ними обеих сторон… Офис премьера Абэ посчитал это успехом. Хотя никакого реального продвижения в российско-японских отношениях не произошло».
Отнюдь не лестно оценивает разработанную в японском министерстве торговли и промышленности тактику «подманивания» Путина посулами экономического сотрудничества и влиятельная газета «Хоккайдо симбун», которая считает, что в результате японо-российские переговоры начали развиваться по российскому сценарию. Газета указывает на «необходимость быстрой и полной ревизии этой линии Абэ, переосмысления проблемных точек в переговорах с Россией и выработки на этой основе нового подхода». При этом объявленное Сугой следование прежней политике Абэ осуждается: «Демонстрация готовности к продолжению курса Абэ – это практически равносильно демонстрации отсутствия у Японии собственной политики на российском направлении. России должны быть предложены конкретные меры, которые позволили бы разрешить территориальную проблему».
То, что Суга в телефонном разговоре с В. Путиным подтвердил сохранение линии прежнего правительства и приверженность Совместной советско-японской декларации 1956 года как основе переговоров о заключении мирного договора, – всего лишь реверанс с расчетом на продолжение переговоров об островах. Которые, как известно, и это надо подчеркивать, теперь конституционно запрещены. В действительности Суга понимает, что ему не позволят продолжать «сказку про белого бычка» о получении первоначально Хабомаи и Шикотана при условии продолжения переговоров о «возвращении» самых крупных и освоенных островов Курильской гряды – Кунашира и Итурупа. Кстати, допуская разговоры об «обещанных» Хрущевым островах Малой Курильской гряды, Путин никогда не соглашался на обсуждение вопроса о «передаче» имеющих большое стратегическое значение Кунашира и Итурупа.
Однако вернемся к утверждениям о якобы наличии у Суги таинственного «плана Б» для Курил. Найти в японских СМИ какое-либо упоминание о таком «плане» не удалось. А вот много лет отслеживающий политику двух стран по «территориальной проблеме» профессор Ивасита считает, что у Суги все же есть альтернатива. Читаем:
«Первый вариант. Он может вернуть внешнюю политику на российском направлении под крыло МИД и действовать в отношениях с Россией в пределах возможного. «Маленькими шажками», но не больше. Но в условиях, когда даже произнесение формулы «все четыре острова» стало неудобным, возможно ли ее повторение? А с формулой «два острова» или «два острова плюс альфа» возможно ли выстраивание сильных отношений с Россией?
Второй вариант. Принять предложение Путина: подписать мирный договор, а потом решать вопрос с возвратом двух островов. Правда, шансов на реализацию этого варианта совсем немного. Ведь для Японии неприемлемо требование России признать ее суверенитет над всеми северными островами. Как тогда говорить с русскими хотя бы о двух островах?»
И японский профессор высказывает мнение о том, что, скорее всего, дело пойдет по первому варианту. Однако согласится ли Москва на тактику действия «малыми шажками»? И что это будут за «шажки»? Ивасита пишет: «Нанесенный Такая Имаи урон государственному престижу Японии на российском направлении велик (все эти издевательства со стороны Лаврова). Восстановить его будет трудно. Речь идет о том, что Япония ничего не добилась, а только поставила себя в положение, когда на нее смотрят свысока. В любом случае о сложившемся реальном положении дел уже не забудет и Россия. Упущенные при Абэ и Имаи японские государственные интересы не измерить количеством островов. Это нечто значительно большее».
Автор же этих строк считает, что вместо каких-то пока неведомых «мелких шажков» Суга будет вынужден уступать правым радикалам, которые требуют «не поступаться принципами» и вернуться к требованиям времен холодной войны, когда Токио домогался от Москвы «незамедлительного возвращения одновременно всех четырех островов». Конечно, заботясь об отношениях с важным северным соседом, Суга едва ли будет сразу выдвигать подобное требование, дискредитируя политику своего патрона, благодаря которому он и стал во главе государства. Однако первые дипломатические шаги нового правительства на российском направлении уже обозначены, и, к сожалению, они свидетельствуют отнюдь не о реализме, к которому зовет Москва, а о непримиримости в отстаивании, прямо скажем, такого абсурда, как «полный суверенитет Японии» над южными Курилами. И о приверженности японского МИД практике дипломатических протестов и «представлений» по поводу проводимых на российских островах внутренних мероприятий военного и иного характера.
В заключение хотелось бы высказать мнение по поводу допущения профессором Иваситой варианта подписания правительством Суги мирного договора с РФ без решения «территориального вопроса». Как известно, такой вариант некоторое время назад публично предложил президент Путин и получил на это предложение отрицательный ответ. Что совершенно неудивительно, ибо для Токио «мирный договор» через 75 лет после окончания войны и при официальном прекращении еще в 1956 году состояния войны без Курил не нужен. Для японцев такой договор – не цель, а средство заполучить вожделенные острова с омывающими их богатейшими экономическими зонами.
Вариант этот пока непроходной и по причине неготовности принятия его японским населением, которому со школьной скамьи твердят о «незаконном захвате русскими исконных японских территорий». Хотя в Японии есть люди, которые осознают тщетность японских властей не мытьем, так катаньем добиться от России согласия на пересмотр итогов Второй мировой войны. Пока они в явном меньшинстве – 7-10 процентов. Хотя и число требующих от России «северные территории все и сразу» сокращается…
Заглавное фото: nanmuxuan.com