В Приштине свершилось чудо: слезами радости заплакал бюст Мадлен Олбрайт, установленный в центре города косовскими бандитами. Наконец-то ее сердечный друг Хашим Тачи очистится от грязных слухов о своем прошлом и обвинения против неё в том, что она взяла на поруки террориста, забудутся.
И вправду, произошло что-то необычное. Президент Косова Хашим Тачи, узнав, что Гаагская специальная прокуратура обвиняет его в военных преступлениях, снял с себя высокие государственные полномочия и добровольно поехал в Гаагу, чтобы подвергнуться самому справедливому суду в мире. Он уже арестован и ждет допросов. Известный под уголовной кличкой Змей, организатор бандитской Армии освобождения Косова, торговец наркотиками и человеческими органами, проклятый сербскими матерями, добровольно сдался международному правосудию. Да если применить к нему американские законы, электрических стульев в США не хватило бы, чтобы воздать ему по справедливости! Вместе с Хашимом Тачи арестованы ещё несколько нелюдей, чьи имена наводили ужас среди сербов и цыган: бывшие убийцы, а по совместительству председатели парламента Косова Кадри Весели и Якуп Красничи, а также умственно отсталый командир АОК Реджеп Селими.
Может быть, земля перевернулась?
Однако плачет бюст Мадлен Олбрайт, повторяем, слезами радости. Кажется, пришло время отбелить Хашима Тачи и превратить его в защитника демократии и прав человека. Пора, пора «Республике Косово» получать широкое международное признание и войти в семью таких благотворительных организаций, как НАТО. А с кровавым президентом куда сунешься?
Помнится, в 1999 году, когда Змей уже перековался из киллера в политика, он прилетел в Париж на переговоры с Олбрайт. Французская таможня, еще не понимавшая исторического масштаба его личности, перетрясла его багаж и обнаружила несколько килограммов героина. Змей, конечно, такой наглости от французов не ожидал, ведь он привез подарки американским благодетелям. Кстати, они это дело и замяли. Отбелили, так сказать. И это в Пятой республике, перед неотвратимостью законов которой трепещут «желтые жилеты» и не совсем белые обитатели Франции. Или вот ещё: воспоминания спецпрокурора по Югославии Карлы дель Понте в ее книге «Охота. Я и военные преступники». Она описывает свой разговор с бывшим директором ЦРУ США Джорджем Тенетом, в котором она упрекнула обер-шпиона в том, что тот не хочет делиться информацией о деятельности Тачи. «Думаю, – сказала дель Понте, – что вы должны по крайней мере поддержать наши усилия». – «Знаете, мадам, мне абсолютно наплевать на то, что вы думаете!» – ответил Тенет.
Этот разговор утвердил даму в нехороших подозрениях, что Хашим Тачи завербован самим Тенетом, албанцем по происхождению. Поэтому Тачи позволял себе многое. Его ОПГ «Дарницкая группа» получала инструкторов из ЦРУ и британской SAS; лагеря подготовки террористов были развернуты на территории Албании в Кукеше, Тропойе, Байрам Курри и Лабиноте. Тачи организовал сеть лагерей. Началась широкомасштабная этническая чистка: албанцы мстили оказавшимся в меньшинстве сербам – похищали, грабили, убивали их безнаказанно.
В 2003 году Международный трибунал по бывшей Югославии предъявил обвинения организаторам террора, но вскоре дело закрыли.
А затем Тачи организовал сеть нелегальных больниц для изъятия органов на продажу. В основном у сербов и цыган. Кстати, изъятые органы транспортировались на продажу в Европу на грузовиках KFOR. А до этого Тачи создал сеть доставки наркотиков в Европу и США. И пользуется с тех пор искренней любовью четы Клинтонов, погрязшей в наркобизнесе. Даже с заклятым врагом всех американских президентов Усамой бен Ладеном Хашим Тачи сотрудничал. В лагерях запрещённой в России «Аль-Каиды»* проходили подготовку члены банды Тачи, а в составе АОК против Югославии воевали джихадисты Бен Ладена.
Чтобы понять, что будет с Хашимом Тачи дальше, полезно вспомнить, что стало с другим маньяком – Рамушем Харадинаем. Этот в конце 1990-х годов был начальником штаба Армии освобождения Косова, прославившейся расправами над мирным населением. В марте 2005 года Международный трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии (МТБЮ) предъявил Харадинаю обвинения, согласно которым он в 1998 году руководил операциями по принудительному выселению сербов и цыган, а также участвовал в расправах над цыганами и албанцами, которых подозревали в сотрудничестве с сербскими войсками. Рамуш Харадинай добровольно сдался международному правосудию, подав в отставку с поста главы правительства Косово. Через три месяца его отпустили из-под стражи до начала суда в родное село Глоджяне. Затем МТБЮ вынес ему оправдательный приговор по всем 37 пунктам обвинений. Однако приговор обжаловали, так как имело место запугивание свидетелей. Потом дело снова рассматривали, и в 2012 года МТБЮ принял решение об оправдании Харадиная и двух его подельников – бывших полевых командиров Идриза Балая и Лахи Брахимая. Судебная палата решила, что инкриминируемые им преступления имели место, но… обвиняемые не несут за них ответственности.
Такому выводу помогли загадочные смерти свидетелей по делу, хотя те и пользовались защитой суда. Некий Куйтин Бериш погиб под колесами автомобиля в Черногории. Илир Сельмай был убит в драке; по официальным рапортам, он напал сразу на шестерых, не имея при себе оружия, и те зарезали его на глазах множества людей. Бекима Мустафу и Ауни Элезая расстреляли из огнестрельного оружия. Сотрудников косовской полиции Сабахета Таву и Исука Хакляя убили, а их тела сожгли в автомобиле.
Ужасно сложилась судьба еще нескольких человек, которым Гаагский трибунал пообещал свою защиту. Джейдин Муста, Садрик Муричи и Весел Муричи погибли, их убийства были признаны заказными. Рамир Муричи выжил после покушения, но от своих показаний отказался, боялся мести. Карла дель Понте пишет, что мести боялись не только свидетели, но и судьи.
Сербия продолжала настаивать на осуждении Харадиная. В 2017 году он был арестован во Франции согласно ордеру, выданному Сербией по обвинению в военных преступлениях, но через неделю был отпущен под подписку о невыезде, а затем французский суд отказал Сербии в его экстрадиции.
Единственное наказание, которое понес Рамуш Харадинай, пришло от российских десантников. В 2000 году он устроил скандал на пропускном пункте, который контролировали российские солдаты. Они потребовали обыскать его машину и обнаружили в ней швейцарскую штурмовую винтовку. Харадинай стал оскорблять русских, крича, что в одиночном бою одолел бы любого из них и что они нападают только толпой. И один из десантников вызвал его на единоборство. По завершении схватки Харадинай уползал к своей машине раком и еще долго носил трещину в голове.
Ситуация с Тачи могла бы быть такой же; жаль, российских десантников на границах с Косово больше нет.
Фото: Reuters:/Oleg Popov