Ещё до конца 2020 года Казахстан может столкнуться с резким подъёмом волнений на общественно-политической почве: положение республики усугубляется вмешательством «дальнезарубежных» внешних сил на фоне экономического кризиса и роста масштабов бедности.
Официальная статистика систематически занижает уровень бедности в Казахстане. В прошлом году за чертой бедности оказалось, если верить этой статистике, всего 4,5% казахстанцев, но расчёты Всемирного банка (ВБ), проведенные в 2015 году, показали, что бедными в Казахстане следует считать 26%, то есть более четверти населения. Это очень много. И это взрывоопасно. При этом, если сравнивать Казахстан с четырьмя соседними республиками Средней Азии, то, по оценкам того же ВБ, в Казахстане самый низкий уровень бедности (в других республиках хуже). По областям Казахстана самый высокий показатель бедности в Жамбылской области, за которой следуют Кызылординская, а затем Западно-Казахстанская.
Крупнейшая в мире аудиторская компания KPMG прогнозирует, что снижение ВВП Казахстана в 2020 г. составит 2,5% против роста на 4,5% в 2019 году. Это серьёзное изменение в сторону ухудшения экономического положения республики.
Всемирный банк в апреле сего года, когда всемирная свистопляска с коронавирусом только начиналась, выпустил доклад, напоминающий директивный документ с загадочным названием: COVID-19 Strategic Preparedness and Response Program and Proposed 25 Projects Under Phase 1. Что это за «25 проектов первой фазы», сколько таких «фаз» коронавируса Всемирный банк напланировал и какое он имеет отношение к вирусам, оставим пока без рассмотрения. Мы же говорим о Казахстане. «Экономические последствия COVID-19 стали крупнейшими для экономики Казахстана за последние почти два десятилетия… Шок сильно ударил по положению в экономике в результате изоляционных мер», – заявляет ВБ. Другими словами, надо готовиться, причём срочно, к крупным событиям…
Карантин, введённый в республике, уничтожил на 50-60% малый и средний бизнес, уронил доходы бюджета на 30-40%, говорит казахстанский экономист Айдар Алибаев.
В этой обстановке российский военный аналитик Александр Собянин в интервью ФСК указал на высокую вероятность попыток дестабилизации Казахстана в конце ноября – начале декабря. Финансируют готовящийся взрыв, по его словам, американцы, а «сценированием на местности» занимаются, как и в Киргизии, британские спецслужбы.
Влияние Лондона в Казахстане очень заметно. Все три «национальные» стратегии Казахстана подготовили британские эксперты. Британия создала и контролирует, как мы писали, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Ведущую роль в Совете иностранных инвесторов республики играют британские компании. Несколько лет экономическим советником президента Назарбаева был бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Ключевая фигура по линии насаждения британских интересов в Казахстане – бывший глава администрации президента республики и бывший глава Нацбанка Кайрат Келимбетов, ныне управляющий Международным финансовым центром «Астана». 14 сентября 2020 года указом президента Токаева он назначен ещё и на должность председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
После 1991 года британские инвестиции в Казахстан превысили $25 млрд; в республике работают свыше 800 компаний с британским участием, среди них Shell, Rio Tinto, KPMG, Bae system. Добавьте к этому, что за 30 лет США инвестировали в Казахстан $53 млрд. В одну лишь компанию «Тенгизшевройл», которая занимается разработкой месторождения Тенгиз, вложено 36,7 млрд. американских долларов.
В недавнем интервью «Радио Аззатык» посол США в Казахстане Уильям Мозер заявил, что оказывает давление на администрацию президента Токаева, настаивая на «необходимости реальных реформ в области защиты прав человека», в частности либерализации закона о проведении митингов. «Если законодательство пересмотрят, думаю, ситуация с правами человека в стране улучшится», – отметил посол. Мозер не первый год работает по постсоветским республикам. С 2011 по 2015 год он был послом США в Молдавии; в 2014 году заявлял себя противником вступления Молдавии в Евразийский экономический союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном.
А тем временем ориентированный на Запад политолог Данияр Ашимбаев призывает «избавиться от наиболее одиозных фигур в структуре исполнительной власти», отмечая, что «социальный популизм» (так именуется государственная поддержка бедных слоёв населения) «плохо воспринимается значительной частью общества».
По данным Александра Собянина, в ближайшее время (ноябрь-декабрь) могут быть организованные погромы казахстанских дунган и уйгур, что мгновенно вызовет масштабный политический кризис. Считается, что президент Токаев медлителен в кризисных ситуациях, поэтому принятием мер по пресечению беспорядков может заняться не Акорда (резиденция президента Казахстана), а «Библиотека» (Назарбаев-центр, который служит резиденцией Елбасы).
Тем временем в республике продолжают беспрепятственно регистрировать проамериканские НПО, пишет «Эхо Казахстана»; некоторые из них претендуют на роль партий, как, например, «Республика», другие стремятся объединить вокруг себя группы протеста, как «Оян Казахстан». Похвалу со стороны высокопоставленного сотрудника Госдепа США Элис Уэллс вызвала регистрация НПО «Атажурт ериктилери», выступающей в защиту этнических казахов, проживающих на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Одним из требований таких НПО является запретить строительство АЭС и отказаться от применения российских технологий в Казахстане.
Лицо «Оян Казахстан» видно по выступлениям на её недавней презентации: из пяти выступавших четверо – активные участники программ Фонда Сороса и прочих западных центров. Пятый, Димаш Альжанов, – бывший координатор программ Национального демократического института США (NDI) и участник наблюдательной миссии ОБСЕ на Украине в 2014 году.
Что может ждать Казахстан после того, как коронавирусом крепко «ударили» по его экономическому положению, масштабы бедности расширяются, а англосаксы, оседлавшие республиканские институты, готовятся стать полными хозяевами этой республики?..
Фото: the-village.kz