Урегулирование кипрской проблемы (оккупации в 1974 году северной части Кипра турецкими войсками и образования там никем, кроме Турции, не признаваемой «Турецкой Республики Северный Кипр» – ТРСК) должно происходить на основе суверенного равенства двух государств, которые де-факто существуют на острове, заявил 15 ноября Эрдоган, прибывший на север Кипра и выступивший там по случаю 37-летия образования ТРСК.
«На Кипре есть два разных народа и два отдельных государства. Решение о двух государствах должно обсуждаться на основе суверенного равенства», – сказал Эрдоган.
Греческая карта разделенного острова
«Беспрецедентным вызовом» назвала Никосия визит Эрдогана на Кипр. В заявлении канцелярии президента республики Никоса Анастасиадиса говорится: «Присутствие президента Турции на праздновании 37-й годовщины провозглашения псевдогосударства, а также его визит в осажденный город Фамагуста (город-призрак в буферной зоне) являются беспрецедентным вызовом и полностью противоречат резолюциям 550 и 789 Совета Безопасности ООН».
Резко осудил визит Эрдогана на Кипр и МИД Греции, назвав действия турок в Восточном Средиземноморье «эскалацией преступного поведения».
Особое возмущение в Никосии и в Афинах вызвало посещение турецким президентом Фамагусты. После того как в 1974 году тысячи греков были вынуждены в течение суток покинуть свои дома и бежать, этот город, 47 лет находящийся в буферной зоне между Республикой Кипр и ТРСК, называют городом-призраком. Полностью опустел район Вароша у самого побережья. Резолюция 550 СБ ООН, принятая в 1984 году, постановляет, что попытки заселить любую часть Вароши лицами, не являющимися ее жителями, недопустимы.
Заброшенные отели в Вароша (Фамагуста)
Однако что могут значить резолюции СБ более чем 35-летней давности для тех, чьей политикой является экспансия? Вторгаясь на Кавказ, Турция одновременно проложила трубу, по которой в ТРСК перекачивается ежегодно 75 миллионов кубометров пресной воды. Эрдоган говорит, что турки-киприоты нуждаются в поддержке Турции, и выражает готовность поставлять в ТРСК природный газ по трубопроводу, проходящему через Турцию (надо понимать, имеется в виду «Турецкий поток»).
«Турция и киприоты-турки больше не потерпят «дипломатических игр» из-за прав на офшорные ресурсы в Восточном Средиземноморье», – безапелляционно заявил Эрдоган, выступая 15 ноября в Вароши. По словам турецкого президента, от того, получат ли Турция и Северный Кипр «справедливую долю территориальных прав», зависят мир и стабильность в регионе. Несмотря ни на что, Турция продолжит сейсморазведку и бурение в Восточном Средиземноморье.
Турецкий спецназ Северного Кипра
В борьбе за контроль над ресурсами в этой части мира участвуют и США. На днях Вашингтон потребовал от Никосии не принимать в кипрских портах российские военные корабли. «Кипр еще не сделал шагов, необходимых для того, чтобы запретить доступ к портам кораблям российского ВМФ. Этот и другие шаги, разумеется, необходимы. Однако они также являются частью стратегии США, касающейся Восточного Средиземноморья, и американского Закона об энергетическом партнерстве от 2019 года», – подчеркнул помощник госсекретаря США по военно-политическим вопросам Кларк Купер.
Греки-киприоты считают, что это требование Вашингтона – ещё и попытка закрыть для России пути взаимодействия с её базой в Сирии. Никосия пока на новый американский ультиматум не ответила, и в сентябре глава МИД Кипра Никос Христодулидис говорил, что островное государство будет, мол, и дальше принимать российские военные корабли. Однако одновременно в сентябре Никос Христодулидис и Майк Помпео подписали меморандум о двустороннем американо-кипрском сотрудничества в сфере обороны. Согласно этому документу, планируется создание на стратегически важном острове Кипрского центра сухопутной морской и портовой безопасности (CYCLOPS) в Ларнаке.
И есть ещё одна причина, по которой США хотят напрочь оторвать Кипр от России. По данным Центробанка РФ, больше всего инвестиций в Россию поступает с Кипра (в 2019 году – 160 млрд. рублей), а в поисках углеводородов в Средиземном море участвуют и российские компании.
Находившийся в сентябре на Кипре с визитом глава российского МИД Сергей Лавров на встрече с президентом Никосом Анастасиадисом выразил обеспокоенность Москвы в связи с тем, что США пытаются стравливать страны друг против друга и продвигать линию, «кто не с нами, тот против нас». Лавров назвал такую позицию прискорбной, но в Вашингтоне не обращают внимания на скорбь Смоленской площади и призывы «поиска компромиссов, поиска баланса интересов». Такой язык американцы не слышат.
Заглавное фото: Прибытие Эрдогана на Северный Кипр