1 декабря Украина отметила 29-ю годовщину референдума о независимости. В связи с этим президент Владимир Зеленский предложил писать слово «независимость» с большой буквы и отметил, что «есть все необходимое, чтобы мы стали мощной и конкурентоспособной страной». Это заявил глава государства, которому согласно последнему опросу социологической группы «Рейтинг» не доверяют больше половины (53%) опрошенных, а уровень доверия к нему не превышает 44%.
Как слово «незалежность» ни пиши, хоть заглавными буквами, тотальная зависимость Украины от спонсоров с Запада при нынешнем режиме не исчезнет.
Поскольку МВФ остался недоволен проектом бюджета 2021 года и дал Киеву от ворот поворот, правительство Украины бюджет переписало. Дефицит снижен на бумаге с 6% до 5,5% ВВП – на 24 млрд. грн. Доходы дорисовали, лишние деньги якобы появятся за счет увеличения приватизации (с 6 млрд. до 12 млрд. грн.), налогов и таможенных пошлин.
Будто в насмешку над народом расходную часть обкорнали в пользу властей предержащих. Рада дополнительно получит 247 млн. грн., кабмин – 79,3 млн., МВД – 800 млн., МИД – 500 млн. Офис прокурора вообще может пить шампанское – ему добавят 2 млрд. грн. Офис президента поскромничал, поскольку ему и так хватает: вместо 2,8 млрд. получит 2,815 млрд. грн. Бывшей больнице ЦК компартии УССР «Феофания», где лечится вся новая украинская знать, достанется больше на 143 млн. грн.
Зато попадут под удар самые незащищённые группы населения. Обеднеет и без того нищее Минсоцполитики: урежут расходы на протезирование и реабилитацию граждан, на лечение ветеранов и проч. Пенсионный фонд вообще уходит в глубокий минус: вместо 220 млрд. ему дадут 195 млрд. грн. Минобразования недополучит 4 млрд. грн.
Понятно, что обновленный проект бюджета – филькина грамота, Киев пытается любыми способами выманить из МВФ очередной транш в $700 млн. Экономист Виктор Скаршевский отмечает, что «бюджет стал еще менее социально ориентированным и при этом консервирует сырьевую модель экономики, Украина превращается в кукурузную республику».
Америку он не открывает, но суть в том, что бюджет – лишь малая часть айсберга тонущей Украины, хотя дефицит за 11 месяцев 2020 года составил 117,2 млрд. грн. Кабмин собирается с 1 января 2021 года отменить социальные пенсии и доплаты по инвалидности и откладывает до конца 2022-го повышение зарплат учителям. Это притом, что молодой учитель получает не более 5 тыс. грн. ($170).
В январе-октябре 2020 года промышленное производство на Украине по сравнению с аналогичным периодом 2019-го упало на 6,8%. Больше всего пострадало машиностроение – минус 20,4%. С начала года закрылось 700 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, доходы каждого третьего владельца бизнеса упали на 60-80% а уровень безработицы вырос с 8,6% до 10%. Долги по оплате услуг ЖКХ превысили 51 млрд. грн. Неоплаченные финансовые обязательства Госказначейства доросли до 15 млрд. грн., из которых 6,5 млрд. – защищённые статьи расходов. Как сказал по этому поводу бывший грузинский президент и бывший украинский политик Михаил Саакашвили, страна «с закрытыми глазами идет к пропасти».
30 ноября в Киеве начался так называемый налоговый майдан: тысячи предпринимателей под стенами Рады протестуют против обязательного введения кассовых аппаратов, превращающих их бизнес в пыль. К ним присоединяются обманутые учителя и Федерация профсоюзов Украины (ФПУ), которая обещает предоставить участникам протеста ночёвку и питание в принадлежавшем ей Октябрьском дворце. В акции примет также участие профсоюз работников образования и науки, требующий, чтобы на образование направлялось не менее 7% ВВП, как это предусмотрено в профильном законе.
Перепуганные депутаты в срочном порядке внесли изменения в Налоговый кодекс, отложив обязательное введение кассовых аппаратов для большинства предпринимателей до 2022 года, но оставили в нем множество налоговых лазеек. «Политики нас предали, отсрочив казнь на год», – заявил по этому поводу глава движения SaveФОП Сергей Доротич.
Суть в том, что по требованию Запада от профсоюзов на Украине хотят избавиться как от лишнего элемента, хотя где-то (в США, в Евросоюзе) они всерьёз отстаивают интересы наёмных рабочих. В дополнение ко всему у Федерации профсоюзов Украины хотят отобрать доставшуюся ей от СССР недвижимость, а в сожжённом Доме профсоюзов на Крещатике устроить казино.
Атака на профсоюзы – ответ на блокировку нового рабского законопроекта о труде. В обход международных конвенций в нём предоставляются щедрые преференции работодателям: слежка за работниками с использованием технических средств; увольнение в случае ликвидации (реорганизации) предприятия или за разглашение коммерческой тайны (например, о зарплате); привлечение женщин, имеющих на руках малолетних детей, к ночным работам «по их письменному согласию» и т. д.
Профсоюзы считают, что с помощью второго локдауна (планируется на конец декабря), поддержанного Арсеном Аваковым, власть хочет протолкнуть зависший трудовой кодекс в Раде, а собственность профсоюзов раздать «своим» людям. Сценарий уже обкатан: весной 2020 года во время первого локдауна был принят закон о продаже земли.
Украина входит в предреволюционную ситуацию, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не знают, как по-старому управлять.