Не дожидаясь, когда Вильнюс выполнит свои угрозы по блокировке белорусского транзита, о чём несколько раз заявляли литовские власти, Минск первым ввёл экономические санкции в отношении Литвы и объявил о том, что экспорт нефтепродуктов через порт Клайпеда приостанавливается. Вернётся ли белорусский транзит в литовский порт, не сообщается. При этом понесёт убытки не только порт Клайпеды, но и Литовская железная дорога, которая и без того находится на пороге экономического краха.
«Дочернее предприятие крупнейшего белорусского экспортёра нефтепродуктов «Белорусская нефтяная компания» (БНК) на время приостанавливает экспорт нефтепродуктов через терминал компании Klaipedos nafta в Клайпеде. Отгрузка проданных в результате прежних сделок нефтепродуктов в Клайпеде будет продолжаться. Компания прикладывает все усилия, чтобы оперативно выяснить конкретную потребность услуг для клиента на 2021 год и надлежащим образом подготовиться к любому сценарию деятельности»,
– сообщает пресс-служба Klaipedos nafta.
За январь – сентябрь порт Клайпеды получил от погрузки нефтепродуктов 23,7 млн евро доходов и 6,7 млн евро чистой прибыли. Теперь в порту пытаются выяснить, какие планы у Минска на следующий год – доходы от белорусских нефтепродуктов составляют более трети всех доходов порта.
В Клайпеде открыто говорят, что всё происходящее сегодня вокруг белорусских грузов, как и будущие убытки порта, – последствия политики.
«Мы понимаем, что решение клиента, скорее всего, продиктовано не экономической, а политической логикой, влиять на которую мы не можем. С экономической точки зрения использование инфраструктуры Клайпедского порта для экспорта и импорта белорусских нефтепродуктов наиболее выгодно»,
– заявил коммерческий директор Klaipedos nafta Миндаугас Навикас.
По его словам, компания делает сегодня всё возможное для того, чтобы выяснить планы Минска на грядущий год – необходимо подготовиться к любому сценарию. А, судя по всему, сценарий для Клайпеды будет печальный – переориентация нефтяного транзита из Литвы прорабатывалась Минском на протяжении последних нескольких лет. А пробные партии нефтепродуктов уже отправлялись через порт Ленинградской области, то есть маршрут проверен и у Беларуси проблем с переориентаций не возникнет.
А накануне лидер «белорусской оппозиции» Светлана Тихановская призвала Литву ввести санкции в отношении белорусского предприятия «Беларуськалий» и остановить транзит его продукции. В этом случае под удар снова попадает клайпедский порт. А ведь Беларусь, доля которой на мировом калийном рынке составляет около 20%, очень выгодный постоянный и стабильный клиент для клайпедского порта, за которого необходимо держаться. Особенно в нынешних условиях экономического кризиса. И если в Вильнюсе последуют совету Тихановской, то «Беларуськалий» точно не остановится, предприятие будет работать, изменив маршрут транзита и найдя замену Литве. А вот Литве заменить белорусский транзит будет нечем.
Соб. корр. ФСК